Их пять. Они из колена Менаше и упоминаются в Торе дважды, причем каждая из них названа по своему имени (что большая редкость!). Первый раз мы читаем о дочерях Цлофхада в книге Бемидбар (недельная глава Пинхас 27, 1-11) и второй раз также в Бемидбар (недельная глава Масъэй 36, 1-12). Фактически на дочерях Цлофхада книга Бемидбар заканчивается.
Давайте постараемся понять, почему Тора уделяет этим женщинам такое большое внимание.
Теоретически все 613 законов мы получаем от Вс-вышнего через Моше. Только считанные мицвот (заповеди), приходят к нам через какого-то другого человека, имеющего особую заслугу, схут. Каким образом приходят? Тора описывает ситуацию, в которой этот человек ведет себя определенным образом, а из его личного опыта выводим некий закон. Иногда речь идет не об одном человеке, а о нескольких людях.
Например, Тора рассказывает о группе людей, которые были нечисты и, когда все приносили пасхальную жертву в указанный Моше день (Бемидбар 9, 1-14), они не смогли этого сделать, ибо прикоснулись к мертвым и не успели очиститься. И тогда они пришли к Моше с вопросом — что делать? Моше спросил Творца и получил ответ: можно принести жертву через месяц. Вс-вышний мог просто дать закон, касающийся Второго (Маленького) Песаха. Но нужно было показать заслугу людей, благодаря которым введен этот закон.
Так и с дочерями Цлофхада.
В тот момент, когда даются законы о наследовании надела, понятно, что в каком-то из семейств может не быть сыновей, а есть только дочери. И Вс-вышний, конечно, мог бы сразу оговорить закон о наследовании дочерьми. Но Тора рассказывает о дочерях Цлофхада. И это оценивается очень высоко: в чем-то эти женщины достигли уровня Моше (раз мицва записывается на их имя). В том месте Торы, где Моше спросил Вс-вышнего, как правильно поступить в такой ситуации, Б-г ему отвечает (Бемидбар 27,7): «Справедливо говорят дочери Цлофхада. Дай им в удел владение среди братьев отца их…» В устном комментарии сказано, что глаз дочерей Цлофхада в данном вопросе видел то, чего не видел глаз Моше. Подобной фразы мы больше не встретим нигде и ни о ком. (Поскольку никто другой и близко не стоял по уровню рядом с Моше).
Дочери Цлофхада, все в равной мере, были очень мудры и праведны. Оба раза, когда мы читаем их имена в Торе, они записаны в разном порядке. Это сделано для того, чтобы показать, что все они находились на высочайшем уровне.
Но почему в первый раз порядок один, а во второй – другой? Потому что когда они пришли к Моше, они названы в порядке мудрости; во второй раз, там, где говорится, что они вышли замуж – в порядке их возраста. (Бемидбар 36). Сестры получили громадный удел, поскольку их отец был первенцем. Кроме того, к ним отошел удел их умершего дяди и деда (то есть всего — 4 удела).
Дочери Цлофхада – символ того, что еврейские женщины не умирали в пустыне.
Не умирали, поскольку не грешили! Не участвовали в грехе Золотого тельца и не плакали от страха и нежелания войти в Эрец Исроэль, когда в стан вернулись разведчики. (Единственной женщиной, умершей в пустыне, была Мирьям). Смотрите, какая закономерность: мужчины не хотели войти в Израиль и из них никого не осталось в живых, кроме Калева и Йеѓошуа, всех остальных похоронили в пустыне. А женщины (дочери Цлофхада) не просто хотят войти в Землю Обетованную, но просят удел. И получают! Это обеспокоило представителей колена Менаше. Они сказали: «Принадлежность ребенка к еврейскому народу зависит от матери, а принадлежность к колену зависит от отца. У дочерей Цлофхада такой громадный удел! Но они выйдут замуж, и наша территория потеряет обширный кусок земли!». В результате был издан особый закон: дочери Цлофхада могут выйти замуж за кого хотят, но только из своего колена. И они берут в мужья своих двоюродных братьев.
Устное предание гласит, что каждая из сестер вышла замуж в 40 лет. Почему пришлось так долго ждать, зачем тянули? Ведь каждая знала своего избранника с пеленок (родственники!). Причина в том, что сестры ждали, пока жених продвинется до такого духовного уровня, на котором должен быть муж.
О дочерях Цлофхада говорится также в книге пророка Йеѓошуа.