Она судья, пророчица, вождь еврейского народа и в период военных действий чуть ли не полководец. Нет, она не ведет полки в бой, но прикрывает собой не слишком храброго военачальника (точнее сказать, он прячется за ее спиной).
Это эпоха Судей. С того момента, как евреи вошли в Израиль, прошло 148 лет. Проблем становится все больше и больше. Дело в том, что когда Йеошуа захватил Израиль, он, разгромив местные армии, не уничтожил и не изгнал коренное население.
За прошедшие годы оно успевает изрядно размножиться. На севере Израиля – нееврейское Северное государство, очень сильное, владеющее мощным оружием и, по тем временам, непобедимое. У северян 900 покрытых железной броней колесниц (в книгах сказано – «железные колесницы»). Это неслыханная военная сила!
Под эгидой Северного государства, которым правит Явин, объединяется все коренное население Израиля.
Евреи испытывают невероятные трудности. Все дороги простреливаются, пройти из одного города в другой – опасно для жизни. Вместо прямого пути приходится выбирать окольные, идти дикими тропами, постоянно рискуя быть убитым. Спуститься к источнику, чтобы набрать воду, тоже опасно для жизни. Жизнь в городах возможна только за крепостной стеной. Без стены – тоже опасно.
Вот в какое время живет Двора!
Итак, мы говорили о том, что время жизни пророчицы Дворы пришлось на тяжелейший период для Израиля. Во многом обстановка напоминает ту же, что и сейчас, только, наверное, еще хуже – евреев прижимают и внутри, и снаружи (так, как если бы внешнее сильное государство объединило сегодня всех арабов живущих внутри Израиля).
В книге Шофтим почти нет пророков. Период, который она охватывает, это эпоха Судей. Она длится примерно 350-400 лет.
В это время духовный уровень народа не слишком высок, и до того, чтобы стать пророком, практически никто не дотягивает.
Здесь, вероятно, нужно разъяснить одну важную вещь. Когда Всевышний намерен связаться с людьми, чтобы сообщить им что-то важное, дать пророчество, а в это время в среде людей нет никого, через кого Он мог бы это сделать, Он посылает к людям посланников – ангелов. Такое пророчество имеет гораздо более низкий духовный уровень. Человек, получивший информацию от ангела, пророком не считается. Он не достоин быть пророком и поэтому им не становится.
Но о Дворе сказано ясно – пророчица. Ее духовный уровень так высок, что ее можно назвать пророчицей.
Устное предание гласит, что Всевышний в то время дал такое обещание: «Мужчина или женщина, раб или рабыня, если человек будет достоин, он будет пророком – этому поколению Я даю в свидетели Небеса и Землю, – поколению недостойных».
Двора проделывает огромную внутреннюю работу и, благодаря этому, удостаивается.
Она известна в народе под именем Двора эшет Лапидот – жена Лапидота.
Есть спор, кем был ее муж и почему она носит такое имя. Мудрецы говорят, что муж пророчицы не был высокодуховным человеком. Но она его подняла. И делала это исподволь, потихоньку. Она говорила ему: «Для Мишкана в Шило нужны фитили, без которых нет храмовой службы, я буду их делать сама, а ты относи готовые». (Кстати, лапид – это факел. Лапидот, соответственно, факелы). Она делала громадные фитили, и Вс-вышний сказал, что за ее старание освещать Его дом, Он тоже будет ее освещать. Муж относил сделанное женой в Храм, там с ним беседовали мудрецы, и он постепенно втянулся. (Кстати, женщины могут взять на вооружение этот метод! Он ведь неплох, – ни на чем не настаивая, – «может быть, дорогой… …пожалуйста», – подвести мужа к тому, что он начнет заниматься Торой).
Продолжение следует
Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.