Двора и Дарование Торы

Двора

Третий этап: Акт дарования Торы

Чтобы понять, как Двора связана с дарованием Торы, нужно вновь обратиться к ее песне.

«Горы таяли перед Г-сподом, этот Синай – перед Г-сподом, Б-гом Исраэля» (Шофтим, 5:5).

Воспевая Синай, Двора воспевает дарование Торы и, в том числе, то, что Тора дарована евреям. Это видно из следующих стихов:

«Слушайте, цари, внимайте, вельможи: я, Г-споду петь я буду; петь буду Г-споду, Б-гу Исраэля.

Г-споди, когда выходил Ты от Сэира, когда шествовал Ты с поля Эдомского, земля тряслась, и небо капало, и облака сочились водою.

Горы таяли перед Г-сподом, этот Синай – перед Г-сподом, Б-гом Исраэля». (Шофтим 5: 3-5)

Обращает на себя внимание 3-й стих, где Двора поет: «Я, я буду петь Всевышнему». Это прямой намек на 10 заповедей, которые начинаются словами Творца: «Я – Б-г Всесильный ваш».

Стихи 4-й и 5-й перекликаются с преданием, что Всевышний не стал предлагать Тору одним лишь евреям (чтобы другие не обиделись). Вначале Он обратился с предложением к разным народам. Откуда мы это знаем? Из песни Дворы, из того самого стиха, в котором она говорит про Эдом. (Эдом – это Эйсав; а о том, что Б-г обращался и к арабам, потомкам Ишмаэля, мы знаем из другого места – в книге Дварим, 33:2, где говорится о горе Паран, на которой проживал Ишмаэль).

И еще одно предание имеет свое отражение в песне Дворы. Оно повествует о том, что накануне дарования Торы горы “прибежали” к Творцу и затеяли между собою спор, – каждая жаждала, чтобы Тора была дана именно на ней. (Шофтим, 5:5) «Нет, – сказал Вс-вышний – это будет на горе Синай. Но поскольку вы так хотите этой же чести, вы получите ее позже». Одной из гор, “прибежавшей” раньше других, была гора Тавор. И вот, на ней происходит исполнение этого обещания – Двора поет на горе Тавор. (Шофтим, 4:4)

На горе Синай Творец говорит: «Я – Вс-вышний» – на горе Тавор Двора говорит : «Я – Двора».

Но почему она повторяет о себе дважды: «Я, я – Двора», – зачем это удвоение? Ведь не из-за недостатка скромности?! И почему считается, что этим стихом своей песни она повторяет акт Дарования Торы?

Ор аХаим говорит, что Моше на горе Синай получает две Торы – устную и письменную. Без связи между ними. Двора – «пчела, дающая мед» (сладкий и липкий), и она, пророчица и судья, начинает объединение одной и другой Торы, путем разбора каждого устного закона. Она находит намеки на каждый из этих законов в письменной Торе. Каждый закон из устной Торы, пусть не всегда явно, но присутствует в письменной Торе!

На иврите давар (слово) – корень имени Двора. В слова дибур (речь), ледабер (говорить) входят те же буквы, что и в ее имя, далет, бет, рейш. Двора говорит и, посредством речи, объединяет.

Тем, кто окончательно объединит Тору письменную и устную, станет рабби Акива. Его отец будет гером. Понадобится непростой и нелегкий путь, чтобы сын поднялся до невероятных духовных высот. Считается, что душа рабби Акивы находилась в теле Сисры, и в этой войне началось ее освобождение. От разгрома Сисры и до того момента, пока рабби Акива объединит письменную и устную Тору, пройдет много времени, но начало объединения, самая первая точка процесса «склеивания» – это Двора.

Мы уже говорили в предыдущей статье, что Двора-пчела не только сладко склеивает, но и, укоряя, жалит. Сейчас самое время показать, как это отражается в ее песне.

Открываем Шофтим, 5:15-16,23 и читаем: «…князья Иссахаровы с Дворою; и Иссахар, как Барак, спустился в долину вслед за ним. В среде же отделившегося Реувена – большие сердечные колебания.

Отчего сидел ты среди загонов, чтобы слушать блеяние стад? В среде отделившегося Реувена – большие сердечные колебания.

Прокляните Мейроз, – сказал посланец Г-сподень, – прокляните жителей его, ибо не пришли они на помощь Г-сподню, на помощь… среди героев».

На том, что такое Мейроз, мы сейчас останавливаться не будем (есть на сей счет минимум 16 толкований, но все это впрямую не касается темы нашего разговора). Главное, видно, как Двора укоряет тех, кто не вышел на священную войну. Ее слова горькие и едкие.

Видна тут еще одна вещь.

Колено Иссахара поделилось надвое, и часть его – «князья», люди, высокие духом, участвовали в заседаниях Санhедрина под водительством Дворы! Они занимались с женщиной Торой!

(На это обращает внимание Раши).

Четвертый этап: достижение территориальной целостности Израиля

Итак, для завершения разговора о пророчице Дворе мы обещали остановиться на том, как она повлияла на территориальную целостность Израиля. Сделаем это сейчас, для чего вновь обратимся к Песне Дворы.

«Во дни Шамгара, сына Аната, во дни Яэли опустели дороги, а ходившие по дорогам стали ходить окольными путями» (5:6).

Вспомните, мы уже говорили в прошлый раз, что не было в те времена еврейских городов без крепостных стен, и что передвижение по стране грозило путнику гибелью. Но теперь, когда кончилась война, на которую всех подняла Двора, и в которой евреи, хвала Вс-вышнему, одержали Победу, Двора поет:

«Ездящие на ослицах, восседающие на суде и ходящие по дороге, повествуйте! С голоса тех, кто пускает стрелы у колодца, там воспоют праведные деяния Г-спода» (5:10-11).

Продолжение следует

Благодарим журнал «Голос Яакова» и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.