Вначале: Мир без Женщины

без Женщины

Буквально в самом начале Торы мы сталкиваемся с поразительной загадкой: сотворению мира посвящены и первый, и второй разделы Берешит. Причем, кажется, второй раздел дает описание Сотворения с самого начала! Больше того, в первом разделе сказано, что Б-г создал Мужчину и Женщину. А в начале второго раздела Женщины как будто все еще нет, и речь о ее создании идет заново.

Но почему?!

Чтобы не быть голословными, приведем соответствующие посуки.

Берешит (глава 1, посук 27): «И сотворил Вс-сильный Человека по образу Своему, по образу Вс-сильного сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». А сотворив, благословил, и велел: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю, овладевайте ею. Владычествуйте…» (там же, посук 28).

Б-г поставил Человека надо всем миром, поручил быть хозяином, который не только распоряжается, но и заботится обо всем вверенном ему имуществе.

Во втором разделе главы Берешит, начиная с 4-го посука, читаем: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их…» – и далее (посук 5) – «Никакого же кустарника полевого еще не было на земле и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Б-г Вс-сильный на землю, а Человека не было, чтобы обрабатывать землю». И далее (посук 7): «…образовал Б-г Вс-сильный Человека из праха земного и вдул в ноздри его дыхание жизни, и стал Человек существом живым».

Женщины нет! И потому читаем (посук 18): «…сказал Б-г Вс-сильный: “Нехорошо Человеку одному, сделаю ему помощника, соответственного ему”». А затем (посуки 19, 20): «…когда образовал Б-г Вс-сильный из земли всякого зверя полевого и всякую птицу небесную… привел Он к Человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет Человек какое-либо живое существо, так и имя его… И нарек Человек имена всему скоту и птицам… но не нашел помощника».

Давая имена каждому из творений Б-га, Человек определяет их предназначение. Но не находит он “подмогу, соответствующую ему”, которая бы стала эзер кенегдо, “помощью напротив”.

В первом разделе недельной главы Торы дано сотворение мира и сотворение человека как крупицы этого мира. Это сотворение на физическом уровне. Во втором разделе рассказ повторен, но уже с точки зрения того, что мир сотворен для Человека. Человек – центр вселенной, а мир – фон для него, среда обитания. И потому здесь такое подробное внимание уделяется именно сотворению Человека. То, что поначалу рядом с ним нет Женщины, не случайно!

Продолжение следует

Благодарим журнал “Голос Яакова” и лично г-жу Аллу Фельдман за предоставленный материал.