Встреча с Давидом: Авигайль падает перед ним ниц, а Давид даже не смотрит в ее сторону.
Его гнев велик, он оскорблен: «Зря я охранял его стада, и его имущество, и его пастухов от зла, а он отплатил мне злом за добро! Он достоин страшного наказания! И пусть Всевышний сделает всем врагам Давида то, что я сделаю этому человеку и всему его окружению!»
То, как Авигайль начинает говорить с Давидом, и то, как ведет разговор дальше, – урок для всех переговорщиков. Первым делом она принимает вину на себя, а потом уже вступает в дискуссию.
Вот как описывает это событие пророк Шмуэль. «И пала перед Давидом на лицо свое и поклонилась до земли. И припала к ногам его и сказала: на мне самой, господин мой, вина; позволь рабе твоей говорить в уши твои и выслушай слова рабы твоей. Пусть господин мой не обращает внимания на этого негодного человека, на Наваля, ибо каково имя его, таков и он: Наваль (подлец) – имя его, и подлость свойственна ему. А я, твоя раба, не видала… отроков, которых ты присылал. А теперь, господин мой, как жив Г-сподь и жива душа твоя, клянусь, что Г-сподь не допустил тебя идти на кровопролитие и совершить расправу рукою твоею; и да будут ныне, как Наваль, враги и те, кто ищут зла господину моему, – душу твоих врагов выбросит Г-сподь, как из пращи. А теперь дар этот, который принесла раба твоя господину моему, да будет он отдан отрокам, сопровождающим господина моего». (Шмуэль, книга 1; глава 25; 24-25 и далее…)
Получается следующее: 1. всю вину она берет на себя, 2. нет, конечно, не она виновата, ведь известно, кто настоящий виновник, но что с него взять, он подлец (это почти мгновенный переход, без особого промедления), 3. не обагряй кровью свою миссию (свой престол) 4. негодяи будут наказаны Небесами, 5. прими щедрый дар (дарение довершает дело).
(Внимание, супруги! Если вы видите, что ваша вторая половина не в настроении, мрачна, дуется, обижена, никогда не инициируйте спор. Тем более, бесполезно доказывать что бы то ни было на повышенных тонах. ВАС НЕ УСЛЫШАТ. Ни один из ваших аргументов принят не будет. Начните с того, что вы во всем виноваты, повинитесь, а потом уже, потихонечку, приступайте к дискуссии).
В приведенном диалоге есть еще один важнейший сущностный момент: Авигайль раскрывает Давиду и всему еврейскому народу, что происходит с душой после смерти.
Каждая еврейская могила подписана словами Авигайль, которые в виде букв ставятся в конце надгробной надписи — это «нун», «цадик», «бет» и «hей», означающие благословение покойному: «Чтобы его душа была связана в пучке жизни у Г-спода». Что это значит? А то, что самое тяжелое наказание — отсечение души, карэт, и самое большое благо после смерти — привязанность души ко Всевышнему. «А душу твоих врагов выбросит Он, как из пращи», – говорит Авигайль Давиду.
Когда мы говорим об умершем, как о покойнике, значит, подразумеваем, что после смерти для человека наступил покой. Умершие грешники не знают покоя, их души как будто постоянно выстреливаются из пращи. В устном предании сказано, что один ангел стоит на одном краю мира, другой — на другом, и они кидаются душой грешника, чтобы она не знала покоя. (Даже в нашем обиходном языке прочно укоренилась фраза: «душе нет покоя». Когда о ком-то так говорят, всем ясно: человека замучили угрызения совести, чувство вины и т. п.)
В разговоре Авигайль и Давида есть еще один важный момент. По преданию, она говорит: «Наваль выступил против твоего царства и ты хочешь убить его как самозванца!? Но ведь ты же еще не царь, ты еще не чеканишь свои монеты! Значит, ты только на пути к престолу, а потому не имеешь права убивать Наваля как бунтаря!». (Пока не чеканятся монеты, царь — еще не царь!)
Давид ей бесконечно благодарен. Он благословляет Б-га, пославшего ее, благословляет ее и ее разум. Он понимает, что если бы не она, его престол был бы обагрен кровью.
И тогда она говорит: «Да пусть не будет для тебя это преткновением и укором сердца». Устное предание так трактует ее слова: «В этом испытании я тебе помогла, мы с тобой выдержали его вместе. А в следующий раз ты должен будешь выдержать испытание самостоятельно».
При первом испытании Вс-вышний всегда дает нам «костыль», поддерживает, помогает. В следующих испытаниях помощи уже намного меньше.
Авигайль (ави — отец) в переводе – отец радости. Она ведет себя, как отец, дает советы, наставляет, поддерживает.
Следующее испытание, которое выпадет Давиду с женщиной, будет испытанием с Батшевой. Бат — дочь, она во всем слушается Давида. И это, хоть и похожее, но уже другое испытание. Всевышний не дает нам одинаковых испытаний.