Хупа – начало пути вдвоем

начало пути вдвоем

Среди многих благословений, которые мудрецы включили в свадебную церемонию, присутствует благословение «йоцер а-адам» (Создавший человека). Оно говорит о создании Всевышним человека. Для нас очень значимо, что мудрецы решили привлечь наше внимание к созданию Б-гом человека именно в момент женитьбы, а не рождения.

Момент супружества наступает через несколько десятилетий после рождения. Почему же мы откладываем наше признание и благодарность Всевышнему за хесед на столь долгое время?

Очевидно мудрецы посчитали свадьбу наиболее подходящим временем для выражения нашей благодарности Всевышнему за создание человека. Божественное творение связано с соединением мужчины и женщины настолько сильно, что в течение Шева брахот благословение «йоцер а-адам» повторяется дважды!

Более того, согласно некоторым комментариям, причина, по которой мы произносим благословение «йоцер а-адам» дважды под хупой – это необходимость упомянуть о сотворении Хавы. Первое благословение относится к созданию Адама, и второе – к созданию Хавы. Имеет большое значение то, что мы отдельно упоминаем каждый момент Творения путем произнесения двух различных благословений.

Эти два благословения помогают нам понять великую мудрость, которую Всевышний проявил созданием Хавы из уже созданного им Адама. Мидраш «Ялкут Шимони» (Берешит) описывает, как Всевышний рассматривал многие варианты, прежде чем решить, из какой части сотворить Хаву: из головы, глаза, уха, рта, сердца, руки или ступни.

Всевышний в конце концов решил создать Хаву из бока Адама – для того, чтобы от природы она была скромной. Руки прикрывают бока, поэтому из всех частей тела бок Адама наиболее подходил для воплощения сущности Хавы.

Скромность – это намного больше, чем стиль одежды. Скромность – это намного больше, чем манера поведения.

Цниют настолько драгоценен, что он присущ даже Шехине. «Мидраш Танхума» (Бемидбар, 3) указывает на тот факт, что с освящением Мишкана (Переносного Храма), Всевышний восхвалил добродетель скромности. С завершением строительства Мишкан, Всевышний смог разговаривать с Моше Рабейну в обстановке уединенности Мишкана.

Цниют очень важен в семейной жизни: как для мужа, так и для жены. Он необходим для реализации их предназначения в жизни. Кроме того, это необходимо для самой жизни. Всевышний создал женщин с врожденной возможностью находиться внутри дома. Это дает мощное духовное основание дому, которое, в свою очередь, помогает мужчине исполнить свое предназначение.

Качество цниют является основой женской сущности и относится ко всем аспектам жизни. Цниют помогает женщине исполнять свое предназначение в жизни.

Цниют – это также важное качество для мужчины. В шестой главе трактата Авот раби Меир учит: «тот, кто изучает Тору лишма (во имя Небес), удостаивается многих вещей. Более того, целый мир стоит этого». Далее раби Меир перечисляет множество благословений, и среди них – цниют.

Более того, цниют является обязанностью для талмид хахама (мудреца Торы). «Ялкут Шимони» (Ки Тиса) говорит: «талмид хахам должен быть цнуа (скромен), как кала (невеста)». Цниют, как внутренняя сущность жены — вершина совершенства мужа.

Цниют – дар, который Всевышний изначально дал женщине, может быть приобретен также и мужчиной, но только ценою больших усилий.

После долгих лет семейной жизни и больших усилий в Торе (Торе лишма) – жених достигнет изначальных добродетелей своей невесты.

Благословение «йоцер а-адам» наиболее уместно под хупой, а не при рождении потому, что его реализация активно начинается с началом семейной жизни.

Произнесение слова Адам в благословении «йоцер а-адам» содержит определенный артикль, который означает «тот самый, единственный». Использование этого артикля обычно означает что-то особенное и уникальное. Всевышний создал Адама для исполнения ясной и уникальной миссии в жизни. Больше, чем кто-либо другой из созданий, Адам знал свое предназначение в жизни: совершенствовать свои духовные качества.

Стих (Берейшит, 2:20) описывает, как в результате поиска среди всех творений Адам не нашел никого, кто бы мог ему помочь исполнить его миссию в мире. Поэтому Всевышний создал Хаву.

Создание Хавы – совершенной эзер кенегдо («помощь напротив»), было последним, наиболее важным актом Творения, необходимым Адаму для его совершенства и полноценности.

Первый человек в большей степени, чем кто-либо из живших, знал, как неполноценен он был без Хавы в возможностях исполнить собственное предназначение. Адам знал, что Хава была его единственной супругой в жизни, и то же самое мы можем сказать про Хаву. У них не было других возможных вариантов.

Наше отношение к супругу должно быть таким же. Мы можем ошибочно полагать, что имеем много вариантов для выбора. Однако мы не должны обманываться видимым богатством выбора, который предлагает нам огромный мир. Наш супруг так же уникален, любим и незаменим, как Адам для Хавы и Хава для Адама.

Хупа – начало пути вдвоем. Другого мужчины не существует. Нет другой женщины. Жених, невеста и все присутствующие именно на это обстоятельство произносят под хупой «амен».

После хупы муж и жена идут по жизни вместе, открывая для себя, кем каждый из них являются на самом деле. Семейная жизнь – это возможность, которую Всевышний дает нам для выражения нашего целем Элоким.

Мы завершаем свадебную церемонию благословением, в котором желаем, чтобы у молодоженов были сасон, симха, гила, рина, дица, хедва, аава, ахва, шалом и реюс. Эти выражения радости и восторга определяют настрой прекрасной, восхитительной жизни, которую молодожены надеются прожить вместе.

Мы повторяем это благословение много раз в течение недели шева брахот. Это повторение закрепляет решение, которое хатан и кала приняли совместно. За это время что-то изменилось. Хатан и кала приняли на себя новые роли. Они стали мужем и женой.

Взаимное уважение и восхищение разовьется из взаимного же признания роли каждого супруга в построении Дома Торы вместе с четким пониманием важности самого Дома Торы для Общины Израиля.

По материалам уроков рава Хаима Пинхаса Шейнберга. Составил рав Шломо Ферст.