Учимся прощать – Обиды и извинения

извинения

Ранее мы обсуждали ситуации, когда мы могли кого-то обидеть ненароком, сказать резкое слово, и говорили, как избегать подобных ситуаций.

Теперь же наша тема: когда обиженная сторона – это мы сами, когда нас обидели.

На первом месте обвиняются, видимо, наши домашние и, прежде всего, муж. Допустим, муж сказал нам колкость и теперь хочет извиниться.

Первым делом нужно учесть, что самая больная точка мужчины – это его кавод, то есть почет, уважение. Поэтому мужчине очень тяжело просить прощения. Для этого надо признать себя «виновным»: «Извини, я ошибся, я был не прав». Мужчинам это признание дается тяжелее, чем женщинам. Поэтому, когда муж все-таки решился просить прощения, это нужно очень ценить.

Во-вторых, именно потому, что мужчинам так тяжело просить прощения словами, они выражают свои извинения действиями.

Случается, что жена, действительно, очень обижена, муж совершил вопиюще некрасивый поступок, задел ее чувства. И она видит, что он изо всех сил пытается извиниться, но ему тяжело, это выше его сил. Вместо этого он вдруг делает ей чашечку кофе, добавляет кусочек пирога (купленного или нарезанного из того, что есть в холодильнике – и так бывает)…

Жена, не на шутку обиженная, может сказать: «Ты что думаешь, мне нужен твой кофе? Зачем мне сейчас кофе? Ты должен извиниться, а не кофе приносить! Ты думаешь, что можешь так меня ранить, говорить такие обидные вещи, а потом загладить все одной чашкой кофе? И все прошло? И я все моментально простила – из-за чашки кофе?!»

Однако на самом деле это не просто кофе. Этот кофе приготовлен с мыслью: я прошу прощения. Но мужу так тяжело это сказать словами, что он делает то, что может – в надежде, что жена примет его извинения в такой форме. Умная женщина, понимающая природу своего мужа, увидит, что этот кофе сродни его глубочайшим искренним извинениям.

Есть мужья, которые в качестве извинения вдруг начинают помогать по хозяйству. Муж встал мыть посуду. «Что ты занялся посудой? Я страшно зла на тебя, обижена, а ты моешь посуду?! Попроси прощения!» Но для него мытье посуды в данном случае – извинения. Или муж вдруг пошел вынести внеочередной мусор, начал что-то чинить, отправился со списком в магазин, даже без воззваний со стороны жены – это его просьба о прощении.

Нужно два раза подумать, прежде чем отреагировать.

Не говорить: «Не надо мне помогать! Не вреди и не помогай! Раз ты меня обидел, не нужна твоя помощь!». Нужно быть умнее и разглядеть то, что скрывается за такой помощью. Мужчине очень тяжело наступить на горло своему почету. Но таким образом он все-таки старается попросить прощения, пусть и не словами.

Если женщина умна и умеет видеть то, что скрывается за поступками, она поймет, что это способ сказать «прости» без слов. Можно попробовать «прочитать» это вместо него: тарелка – «Я прошу прощения», стакан – «Я виноват», столовые приборы – «Мне очень жаль». Конечно, это совсем не то же самое, как услышать слова. Но можно научиться принимать то, что муж в состоянии дать. Извиниться, перешагнуть через свой почет он не может, но его поступки – видоизмененное извинение.

На подобное извинение можно отреагировать так: «Хорошо. Я принимаю твои извинения в такой форме». И вернуться к обычному ритму жизни.

Когда связь между супругами глубока и сильна, и жена готова принять примирение, даже когда муж не может произнести нужные слова, то это успокаивает мужа, и в следующий раз он, кроме того, что постарается не обижать, но, если все-таки это произойдет, ему будет легче высказать извинения устно. Он будет более уверен в том, что жена примет его миротворческую инициативу. Но если в этот раз жена пойдет на развитие конфликта, впутает в эту ссору все предыдущие, начнет «подбивать счета»… «Ты не по-настоящему сожалеешь о содеянном! Скажи это словами! Это не извинение от чистого сердца. Я не вижу у тебя истинного раскаяния»… В следующий раз он подумает: «Снова начнется этот трактат мук! Я лучше вообще не буду просить прощения». Нужно научиться смягчать такие острые углы, быть более понимающими, даже когда рана действительно болезненна.

Первый человек был сделан из праха земного – материала мягкого, легкого, а первая женщина – из ребра, наоборот, жесткого, неподатливого.

На кости каждая царапина остается, стереть ее не так просто. Поэтому женщине тяжелее примириться.  Ну а если нарисовать полосу на прахе, в пыли, она очень быстро исчезнет – от любого ветерка. Мужчине тяжело просить прощения, а женщине – принимать извинения. Таковы наши качества, ничего не поделаешь. Поэтому, если мужчина, наперекор своим качествам, своему почету, просит прощения, то и женщине нужно, вопреки своей природе, простить и «вычеркнуть». Это тяжелая работа над врожденными качествами, практически базисными в каждой женщине.

В Торе есть много примеров того, как важно работать над своими качествами. Когда строится второй в истории еврейский дом, Авраам посылает Элиэзера искать жену для Ицхака в Харан, в семью Нахора, своего брата, хотя у Элиэзера была своя дочь, которую тот мечтал выдать за Ицхака. Но, несмотря на то, что сам Элиэзер был праведником, первым человеком в доме Авраама, он был кнаанеец, а у них в роду есть неизбывные плохие качества. Дом Нахора, однако, хотя и были идолопоклонниками, но у них не было наследственных плохих качеств, которые могли повредить еврейскому народу в будущем (Рамбам).

Поэтому, хотя женская природа в нас тяжело принимает извинения и “вычеркивает” обиды, но стоит работать над собой, стараться изменить это качество.

продолжение следует

Подготовила г-жа Зисси Скаржинская