Наша недельная глава называется Хаей Сара, «жизнь Сары», но… Ведь праматерь Сара умерла в этой главе? Зачем называть главу о ее смерти – «жизнь Сары»?
Наши мудрецы очень мягко намекают нам, что мама «оживает» для нас лишь спустя годы.
Сколько бы мы ни уважали и ни ценили ее, по-настоящему мы понимаем, чем она была для нас, только тогда, когда ее уже нет рядом.
Никогда еще до этого момента не читали мы в Торе, что, оказывается, мама Сара пекла хлеб, на котором было благословение от Шаббата до Шаббата. Мы не знали! Не знали мы, как соблюдала она законы семейной чистоты! Нам не рассказывали! И не говорили нам, что она зажигала субботние свечи… В предыдущей главе (Ваера) Авраам и Ицхак возвращаются с жертвоприношения и, наверное, обсуждают, что расскажут об этом маме Саре. Но они не узнают шатер Сары, потому что над ним уже нет облака, а внутри – темно, ведь свечи не горят. И где аромат свежего хлеба, благословенного хлеба матери Сары?
Ведь только после ухода мамы мы понимаем, чего нам будет недоставать, что она вносила в нашу жизнь…
Давайте попробуем посмотреть на жизнь праотцев и праматерей и поучиться у них миру в доме. Ведь свечи горели в их доме от Шаббата до Шаббата, а субботние свечи – символ шлом баит. Но если мы будем смотреть на те поколения, как на обычных людей, значит, мы не понимаем всего их величия, как говорят наши мудрецы: «Если ришоним (крупнейшие мудрецы предыдущих поколений) – как люди, то мы – как ослы» (Шаббат, 112б), тем более – основатели нашего народа.
Вооружившись правильным пониманием, попробуем все же проанализировать, как наши праматери проходили все выпавшие на их долю тяжелые испытания? Как они не ссорились? Как им удавалось удержаться от гнева?
Для начала – вот два секрета их душевного единения с мужьями (на иврите единение – хибур, отсюда и Хеврон – город праотцев).
Первый секрет: почитание
Когда Ривка в первый раз видит Ицхака – она падает с верблюда. Она восхищается им, еще до того как узнала о нем что бы то ни было: «Кто этот человек?» (Берешит, 24:65). Она решает опустить голову и поднимать на него глаза, почитать его.
«Зоар» сообщает важную вещь: «Женщина, даже если твой муж – ам а-арэц (простой, неученый), знай, что если ты будешь поднимать глаза на него, почитать его, то он станет великим». И так поясняет «Зоар» строку из Мишлей: «Известен ее муж во вратах» – настолько, насколько она открывает ему дверь сердца своего, почитает и возвеличивает его, – настолько великим он станет.
Кроме того, муж, жена которого почитает его, не чувствует потребности устраивать тиранию дома.
Почему? Потому что ему не нужно приуменьшать (унижать) ее, чтобы чувствовать себя великим. Если жена не осознает этого и не дает ему достаточно уважения, он возьмет его силой, последуют ссоры.
Иногда жена говорит с мужем, как с маленьким, делая ему замечания, вроде: «Одень свитер», «Ешь вилкой». Почитание предотвращает «уменьшение» супруга, ведь он уважаем и велик в наших глазах. Так же, как поступила Ривка – тем же ответил ей Ицхак: «И подняла Ривка глаза – и поднял глаза» (Берешит, 24:63-64).
И это смысл слова нисуин – свадьба, «поднятие» – поднять глаза и поднять супруга в своих глазах.
Для того, чтобы начать уважать супруга, нужно найти в нем какое-то качество (новое или хорошо забытое старое) и решить (!) уважать его за это качество. Для этого нужен «мозговой штурм», нужно «проанализировать» мужа, тщательно искать и прийти к качеству, достойному уважения.
Второй секрет: правильный разговор и внимательное сердце
Ицхак и Ривка почти не разговаривают между собой. При их первой встрече Ривка закрывает лицо шарфом. В конце их дней Ривка говорит Ицхаку: «Постыла мне жизнь моя из-за дочерей Хетта» (Берешит, 27:46).
Сколько ссор в домах, где слишком много разговоров («Он сказал мне, я сказала ему, а потом его мама вмешалась и сказала…»). Эти слова остаются не услышанными, потому что неприятны, они повисают в воздухе, как пыль. И за этой пылью люди не видят друг друга. Нужно помолчать, промолчать и дать этой пыли осесть – тогда вы увидите, что есть, с кем говорить.
Но что же это за семья, где все время молчат?
Гораздо важнее разговоров – близость сердец.
Действительно, Ицхак и Ривка говорят мало, но он слышит ее! У них нет детей, и он переворачивает мир для нее: «И молил Ицхак Г-спода в виду жены своей, ибо бесплодна она; и внял его мольбе Г-сподь, и зачала Ривка, жена его» (Берешит, 25:21). Но он не говорит ей: «Смотри, как я молюсь за тебя!» Однако его сердце сочувствует ее горю. И он говорит Всевышнему то, что ни один праотец – ни Авраам, ни Яаков – не сказали: «Я хочу, чтобы все дети, которых мне суждено иметь, были от этой праведницы» («Ор а-Хаим» на Берешит, 21:3).
Молитва – это действительно важная вещь для мира в доме. Она гораздо важнее слов!
Ривка видит Ицхака, «руки его простерты в молитве» («Берешит раба», Хаей Сара). И она знает, что своим чутким сердцем, способным так молиться, он услышит ее. Стоит проверять отношение будущего мужа к молитве, потому что тот, кто умеет молиться, сможет услышать то, что жена не произнесла.
Ведь известны две великие беды шлом баит: «Он, что, сам не понимает? Все нужно ему объяснять», и вторая: «Почему он такой молчун – совсем со мной не разговаривает».
Если сердца далеко друг от друга, приходится кричать, чтобы другой услышал. Если же сердца рядом, можно говорить тише и меньше.
Однако женщина тоже должна уметь слушать сердцем. Услышать то, что не было сказано – это именно то, на что Элиэзер, раб Авраама, проверяет Ривку, будущую невесту Ицхака. «Если я попрошу ее дать мне напиться, а она добавит то, что я не произнес (и для твоих верблюдов буду черпать), то так я узнаю, что она милосердна».
И еще один секрет из недельной главы Берешит, к которой мы временно вернемся для того, чтобы помочь себе построить шлом баит.
Третий секрет: желание и восхищение
Одно из проклятий Хавы звучит так: «К мужу твоему – желание твое». Кто должен привносить в дом желание сделать что-либо? Заражать всех энтузиазмом, вдохновлять? Давать ощущение нового начала? Жена. Свое ощущение счастья, радости нужно донести до мужа, до детей, до окружающих. Это твое проклятье – желать. Плод древа познания показался первой женщине желанным, и теперь ей придется постоянно объяснять всем, чем желанны ей вещи. Ты будешь вынуждена постоянно пробуждать своего мужа, передавать ему свои ощущения.
Если жена говорит детям: «Перестаньте, хватит, мама устала», муж приходит и повторяет строгим голосом: «Перестаньте, мама устала!». Это и есть ведавак беишто – «прилепится к жене».
Это очень тяжело – вдохновлять. Вдохновлять провести веселый Шаббат, вдохновлять на изучение Торы, вдохновлять, когда тяжело.
Ребе из Пясечны говорит, что очень важно женщине приходить на уроки и учить Тору, потому что это даст ее мужу и детям дополнительный стимул. Они скажут: «Она учит Тору, хотя и не обязана. Значит, она делает это из любви». Показав им свою любовь, она «прилепит» их к изучению Торы. Для этого женщине дана сила восхищаться, все зависит только от того, на что она направляет свое восхищение…
Дай Б-г нам мудрости, чтобы построить наш дом прочным, основанным на любви, уважении и молитве.
Перевод и обработка З. Скаржинская