Еврейские мудрецы о семейной жизни
В начале Торы написано, как Всевышний создал Хаву из стороны Адама. Когда Всевышний подвел к Адаму его жену, тот воскликнул: зе эцем ми-ацами! (в вольном пересказе – это моя истинная половина!). В этих словах Торы мы видим для себя указание на то, какой должна быть настоящая еврейская семья: максимальное единение супругов, когда вместе они живут как единое целое. Речь не идет о том, что они постоянно находятся вместе – как раз наоборот, муж целый день в колеле, жена на работе. Но даже когда супруги не вместе физически, духовно они – единое целое и действуют сообща.
У великого каббалиста рава Моше Кордоверо сказано, что и сегодня, когда Всевышний посылает человеку пару – его истинный зивуг, то это не просто удачное сватовство, а истинное единение двух половин одного корня душ. Мы с женой, слава Б-гу, удостоились поженить большую часть наших детей. Я всегда знал и верил, что Всевышний составляет пары, а вовсе не мы, но когда в нашей семье состоялась восьмая, а вскоре за ней и девятая свадьбы – мы выдавали замуж дочерей – то я увидел то, во что верил, воочию: Всевышний составляет пары!
Более того, говорят наши мудрецы, что в последних поколениях, когда Б-жественное Провидение скрыто, все же есть одна область, где оно раскрывается – это шидухим, сватовство. Однако важно помнить, что Всевышний правит миром по принципу «мера за меру», и понимать, что именно мы хотим, когда создаем семью, и что мы должны для этого делать. Еврейская семья, союз мужа и жены должен явить пример гармонии.
Семья – это жизнь двух супругов, объединившихся в единое целое. Тора называет Адамом – человеком – мужчину и женщину вместе. То есть их единение и есть то человеческое совершенство, которое называется Адам.