Истинная любовь

любовь

Еврейские мудрецы о семейной жизни

Не секрет, что проблема брака все более и более обостряется во всем мире: семейные связи слабеют, любовь и тепло в отношениях между супругами встречаются все реже. В чем причина? Может быть, дело в том, что люди не в состоянии удовлетворить свои все растущие страсти и чувства? Но ведь в наши дни в «свободном мире» люди не стыдятся и не скрывают никаких пристрастий и открыто удовлетворяют любые свои желания. А настоящей, прочной любви тем не менее нет как нет. Почему?

Сказали наши мудрецы[1]: «Всякая любовь, зависящая от какой-либо вещи, [преходяща]: уходит эта вещь (условие), уходит и любовь. А любовь, ни от чего не зависящая (безусловная), никогда не иссякает. Какой пример «обусловленной» любви [известен]? Это любовь Амнона и Тамар[2]. А «безусловной»? Это любовь Давида и Ионатана[3]». Эти слова раскрывают нам главный секрет любви. Муж и жена, которые хотят – а кто этого не хочет? – непреходящей любви и мира в доме, должны испытывать друг к другу безусловную любовь. Нередко основной причиной любви является половое влечение, хотя мы этого и не осознаем. Не приходится удивляться, что такая «зависящая», «обусловленная» любовь постепенно гаснет и в конце концов исчезает совсем.

Всевышний, Создатель человека, «знает» его психологию и физиологию, ведь Он сотворил и наше тело, и нашу душу. Зная это, Он знает и как помочь нам научиться любить друг друга настоящей любовью. «Раби Меир говорит: «Почему Тора определила продолжительность [состояния] ниды в семь дней? Потому что [муж] привыкает к ней (жене) и приедается ему. Сказала Тора: будет нечиста семь дней, чтобы [потом] была желанна мужу, как в час вступления под хупу»[4]. За периодом воздержания от физической близости следует период ее возобновления, и это действительно – обновление чувств, которое помогает избежать однообразия и будничности в отношениях и соответственно – угасания любви. Более того, период ниды, когда всякая физическая близость супругам запрещена, служит им своеобразной школой настоящей любви. Именно в это время супруги устанавливают и укрепляют между собой взаимосвязь более высокую, чем физическая близость, такую, как духовное и эмоциональное общение и совместные переживания, строят любовь, «не зависящую ни от чего». А это – единственный способ сделать любовь непреходящей.

В любви родителей к детям, любви между братьями и сестрами, естественной и природной, нет, разумеется, необходимости в физической близости. Она сама по себе сильна и глубока. Подобно этому, для истинной любви между супругами нет необходимости в непрерывных интимных отношениях, хотя для построения полноценной связи между мужем и женой физическая близость, безусловно, важна как основа взаимоотношений и духовной близости. Но физическая близость без перерывов и ограничений, напротив, может принести вред, тогда как выход из рутины телесной связи может помочь душевному сближению.

Разумеется, приведенное выше объяснение – не единственная причина законов ниды, относящихся, как мы уже не раз говорили, к разряду «хуким», т.е. законов, смысл которых не может быть постигнут нами до конца. Но это – один из смыслов, который открыли нам наши мудрецы.

Из сказанного выше со всей очевидностью следует, что законы о соблюдении отдаления в период ниды имеют целью не разделить и не разобщить супругов, а напротив – внести свежесть и обновление в их чувства, позволить им каждый месяц возвращаться к радостным переживаниям дня свадьбы. Именно это может сделать их дом вечным строением.

Любовь и влечение супругов друг к другу столь важны в глазах Всевышнего, что Он Сам позаботился о деталях встречи первой супружеской пары в мире. Вавилонский Талмуд[5] говорит, что, прежде чем привести Хаву к Адаму, Всевышний «собственноручно» причесал ее!

[1] Пиркей авот, 5:19.

[2] Танах, Шмуэль II, 13. Амнон любил Тамар за ее красоту. Добившись близости с ней, он ее возненавидел.

[3] Шмуэль I, 18. Давид и Ионатан были верны и преданы друг другу, несмотря на то, что оба были претендентами на царский престол.

[4] Трактат «Нида», 31б.

[5] Трактат «Брахот», 61а и др.