Сказано в недельной главе Корах (Бемидбар, 16:1): «И взял (призвал себе) Корах, сын Ицhара, сына Кеhата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена».
Талмуд (трактат Санедрин, 109б) объясняет, что имена упомянутых в этом стихе людей намекают на их судьбу.
Имя Она, сына Пелета, сына Реувена намекает, согласно Талмуду, на следующее: Он, в конце концов, раскаялся о том, что первоначально восстал против Моше (Он – от слова анинут – скорбеть, сокрушаться). Имя его отца – Пелет – намекает на то, что ему были сделаны чудеса (Пелет – от слова пэлэ – чудо; объясняет Раши: то, что он смог раскаяться в своих намерениях и не согрешить, считается чудом). А слова «сыны Реувена» (написанные после имени Он) намекают на то, что он задумался и понял, что Корах и все его сообщество ведут себя неподобающим образом, и отошел от них (слово Реувен можно разделить на два слова: раа – видел, и вен – понял). Мудрецы рассказывают, что жена Она уговорила его не принимать участия в бунте против Моше и таким образом спасла его.
Талмуд приводит стих из книги Мишлей (14:1): «Мудрая жена построит дом свой, а глупая разрушает его своими руками».
Талмуд утверждает, что жена Она была мудрой и праведной женщиной, поэтому она «построила» свой дом (свою семью), повлияв на мужа, дабы тот избежал греха. А жена Кораха была глупой и грешной женщиной, поэтому она разрушила свой дом и навлекла на себя и своего мужа ужасную казнь – быть проглоченными землей.
Как мы видим из этих слов Талмуда, влияние жены на мужа является решающим.
Интересно, что в трактате Гитин (52а) говорится, что раби Йоси всегда называл жену «мой дом», тем самым он намеревался обучить, что успех «построения» еврейского дома зависит, прежде всего, от женщины.
К этому же заключению мы можем прийти, изучая Мидраш Раба (Берешит Раба, 17, 7), который приводит историю о праведнике, женатом на праведнице. По прошествии немалого времени у них так и не родились дети. Сказали они друг другу: «Б-гу важно, чтобы у людей были дети. Каждому из нас надо поискать себе другую пару. Возможно, таким образом, мы удостоимся потомства». Праведник и праведница развелись. Так получилось, что праведник женился на грешнице, а его бывшая жена-праведница вышла замуж за грешника. Праведник под влиянием грешной жены тоже стал грешником, а грешник под влиянием праведной жены стал праведником.
Заканчивает Мидраш: «Из этого мы учим, что все – от женщины».
Хотя безусловно, праведник, который стал грешником под влиянием жены, не будет оправдан этим на Высшем суде, мы видим, что естественное влияние жены на мужа более весомо, чем влияние мужа на жену.
Подобное мы можем видеть и из слов мидраша «Пиркей де-раби Элиезер» (40-ая часть). Мидраш объясняет, почему при получении Торы Творец обратился прежде к женщинам, как сказано: «И Моше взошел к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы, сказав: “Так скажи (мягко) дому Якова и накажи сынам Израиля”» (по мнению мудрецов «дом Якова» – это женщины). Мидраш утверждает, что причина этого заключается в том, что поведение мужчин во многом определяется влиянием их жен.
Из приведенного выше видно, что у женщины вроде бы есть доминантное влияние в доме.
Однако приведенное в трактате Авода Зара (30а), на первый взгляд, идет вразрез с этим утверждением. Там Талмуд рассказывает про жену праведного еврея, которая накладывала ему тфилин. Когда же она вышла замуж за разбойника, завязывала ему орудия для разбоя. Из этой истории мы видим, на первый взгляд, что мужчина занимает доминантное положение в доме, а жена под него «подстраивается».
Однако, если мы внимательно прочтем слова мудрецов, то поймем, что нет противоречия между этими двумя высказывания: в мидраше говорится о праведной и грешной женщинах, а в Талмуде рассказывается о «простой» женщине – не праведной и не грешной. Если у женщины есть какое-то направление в жизни, и она настроена изменить своего мужа, то у нее много шансов преуспеть в этом. Однако женщина, которая не имеет своего направления в жизни, подстроится под мужа и будет подобна нему.
Итак, мы видим, что у женщины есть много шансов повлиять на мужа и изменить его. Почему же ее влияние на мужа большее, чем влияние мужа на нее?
Возможно, это связано с тем, что женщинам присуще постоянство, «статичность» в жизни. Поэтому пророк Ирмияу (31:21) говорит: «женщина окружит мужчину». Хорошая жена, благодаря своей «статичности», помогает неспокойному мужу не выходить за определенные рамки, тем самым, если желает этого, помогает ему уверенно продвигаться в правильном направлении. Жена, подобно стенам дома, окружает своего мужа. И так свидетельствует о себе рабби Йоси (Шаббат, 118б): «Я всегда называю свою жену моим домом».
Об этой «статичности» женщин говорит и пророк Йешаяу (Йешаяу, 32:9): «Женщины беззаботные, встаньте, послушайте голоса моего! Дочери беспечные, внимайте речи моей!».
Объясняет Маараль («Друшей а-Тора»), что причина их «беззаботности» заключается в том, что женщины – создания более совершенные.
Маараль утверждает, что только человек, которому чего-либо не достает, пребывает в постоянной тревоге, и он не может быть беззаботным. Беззаботность, спокойствие женщин, их упование на Б-га свидетельствуют об их совершенстве. По этой причине женщины и не обязаны выполнять предписывающие заповеди, связанные со временем. Женщина была создана, в основном, не для того, чтобы совершенствовать себя, а для того, чтобы помочь мужчине стать совершенным. Мы учим это из того, что сказал Б-г, создавая женщину (Берешит, 2:18): «Нехорошо быть человеку одному, сделаю ему эзер кенегдо». Основная цель создания женщины – привести мужа к совершенству. Мужчина и женщина вместе называются в Торе Адам – т.е. совершенный человек.
Сказанное поможет нам понять благословение, которое произносят женщины: «за то, что Он создал меня по своему желанию». Объясняет рав Шимшон Рафаэль Гирш, что имеется в виду, что Творец создал ее в соответствии с Его конечным желанием, т. е. совершенной.