Сосуд, хранящий благословения

Говорит Мишна [1]: «Сказал раби Шимон бен Халафта: не нашел Всевышний, благословен Он, сосуд, хранящий благословения Израилю [надежнее], чем мир, как сказано: «Г-сподь даст Своему народу силу, Г-сподь благословит Свой народ миром» [2].

Основа истинного мира – в самом человеке. Только если каждый еврей живет в мире с самим собой, в любви и братстве со своими домочадцами, возможен мир и единство в народе Израиля. Это одна из причин, почему в завершение молитвы «Кадиш» мы просим Всевышнего дать нам мир: «Да будут дарованы с Небес прочный мир и жизнь нам и всему Израилю!», и сразу же повторяем эту просьбу: «Устанавливающий мир в Своих высотах, Он пошлет мир нам и всему Израилю». Прежде всего необходимо, чтобы  мир  установился  в  душе  каждого  отдельного  человека, только тогда он станет возможен во всем его окружении.

Иерусалимский Талмуд [3] рассказывает, какое большое значение придавал миру между супругами раби Меир [4]. Как-то в субботу вечером его обычная речь в синагоге перед собравшимися на молитву очень затянулась, и одна из его слушательниц опоздала домой настолько, что к тому времени уже погасли субботние свечи. Когда ее муж узнал, что ее так задержало, он потребовал, чтобы она плюнула в лицо раби Меиру, а иначе он не пустит ее в дом. Праведная женщина отказалась так унизить раби. Раби Меир, узнав, что стал причиной ссоры, сделал вид, что у него болит глаз. Он попросил эту женщину поплевать ему на глаз семь раз – это якобы его излечит. Женщина выполнила его просьбу, и тогда раби велел: «Ступай домой и скажи мужу, что ты плюнула не один, а семь раз!» Муж этой женщины был явно не прав, раби Меир обладал авторитетом и мог бы заставить его впустить жену в дом. Но раби Меир предпочел перенести унижение, чтобы восстановить мир между супругами [5].

Раби Меир указывал нам также: на иврите слово «иш» (мужчина) и «иша» (женщина) имеют две общие буквы: «алеф» и «шин», образующие  слово  «эш»  (огонь).  Остальные  буквы  этих  двух слов: «йуд» и «эй» – образуют Имя Всевышнего. Отсюда раби Меир заключал: если муж и жена («иш» и «иша») удостоились, между ними пребывает Б-жественное присутствие. Если не удостоились, Б-жественное присутствие покидает их. От слова «иш» без буквы «йуд» остается «эш» – огонь. И то же – от слова «иша» без буквы «эй». И этот двойной огонь пожирает супругов [6].

О раве Шломо-Залмане Ойербахе[7], благословенна память праведника, говорят, что он относился к людям очень бережно, стараясь ни в коем случае не задеть чье-либо достоинство, и тем более – достоинство своих домашних. Однажды кто-то увидел, как рав Ойербах, прежде чем войти в свой собственный дом, поправляет одежду и приводит себя в порядок, и удивился. Заметив его удивление, рав объяснил свои действия: «Ведь сказано: если   муж   и   жена   удостоились   –   среди   них  находится Б-жественное присутствие. Я собираюсь войти туда, где пребывает Б-жественное присутствие, вот я и привожу себя в порядок перед этим…».

[1] Мишна «Укцин», 3:12. Мишна – первая запись Устного закона, данного евреям на горе Синай.

[2] Теилим, 29:11. Теилим – Псалмы царя Давида.

[3] См. подробнее: Иерусалимский талмуд, трактат «Сота» 1, 4.

[4] Раби Меир жил в Эрец-Исраэль около 1900 лет тому назад. Он был учеником раби Ишмаэля и раби Акивы.

[5] Раби Меир объяснил своим ученикам, что Сам Всевышний позволяет стереть Свое святое Имя с пергамента в особой процедуре, необходимой для восстановления мира между супругами. См. Бемидбар, 5:23, трактат «Дерех эрец» (раздел о Мире, алаха 9) и Талмуд, трактат «Сукка», 53б.

[6] Псикта Зутра, Берешит, 2, а также трактат “Сота», 19а.

[7] Родился в Иерусалиме в начале 20-го века. Долгие годы возглавлял ешиву «Коль Тора» в Иерусалиме. Умер в 1995 году.