Дай радость любящим

любящим
В нашем мире многое изменилось не в пользу семьи.

Вседозволенность и распущенность стали нормой жизни, а особые (разные) роли мужчины и женщины в семье стали предметом насмешек. Слава Б-гу, в еврейском народе это не так заметно, но и мы подвержены влиянию извне.

Равноправие и эмансипация привели к стиранию границ внутри семьи.

В наши дни есть мнение, что женщина должна облокачиваться во время Пасхального седера. Раньше это касалось только важных женщин, сегодня мы говорим обо всех. Существенно изменились качества супругов, но внутренние особенности мужчины и женщины сохранились, и важно это понимать. Женщина осталась хозяйкой дома, которая легко переходит от работы к домашним делам. Для мужчин такой переход все еще сложен. Мужчина должен, образно говоря, снять пиджак и шляпу, чтобы стать мужем и отцом.

Сила мужчины в том, что он создает и добывает. Сила женщины – в том, что она превращает добытое мужчиной в полезное, красивое и значимое.

Мужчина приносит в дом зерно, а женщина превращает его в тесто, и затем – в хлеб. Когда Адам был проклят тем, что будет есть свой хлеб в поте лица, он заплакал от унижения: неужели я буду кушать зерна, подобно ослу? Тогда Всевышний сказал ему, что он будет есть хлеб, который приготовит его жена.

Когда мы видим комнаты в общежитиях у парней и у девушек, то очень хорошо понимаем огромную разницу между ними. Эта разница становится еще более существенной, когда речь заходит о взаимодополнении мужчины и женщины внутри семьи. Между супругами должно возникнуть взаимное притяжение и стремление к единству во всем. С таким единством они пройдут всю жизнь, удостоятся вырастить детей, увидят их семьи и своих внуков.

В благословениях «шева брахот» есть слова реим hа-аhувим («близкие любимые»). О чем здесь говорится?

Человек вполне может разлюбить то, что ему не подходит. Она забыла приготовить обед – и он ее разлюбил, он забыл вынести мусор – она его разлюбила. Любимый – это признание статуса своего супруга, при котором человек сам думает о том, как сделать так, чтобы супруг его любил. Ему весело – и она веселится вместе с ним, она играет на пианино – он подыгрывает на гитаре. Думая о том, что любит другой, человек преодолевает собственный эгоизм. Такое поведение заставляет супруга сказать: «я тебя люблю», что и будет проявлением единства между ними.

В заповеди о цдаке сказано, что нужно оказывать ту помощь, которой хочет тот, кто просит.

Представьте себе человека, у которого буквально нечего есть, он не может оплатить никакие счета, и его выбрасывают из квартиры. Но при этом он говорит, что ему нужен автомобиль последней модели. И показывает рекомендации раввинов, которые просят ему помочь. Это обедневший богач, и так случилось, что он ни разу в жизни не ездил на автобусе. Для него машина и домработница – это минимум. Есть заповедь помочь ему, хотя, в соответствии с нашим пониманием, это явные излишества. Умение подняться над своими желаниями, и понять, что нужно другому, и называется реим hа-аhувим. Когда супруги достигают такого состояния, исполняется то, о чем мы просим в «шева брахот»: «Дай радость любящим, как радовал Ты ранее в Ган Эдене сотворенного Тобою (человека)».

Подготовила г-жа Д. Геллер