Хочу начать тему, для нас очень важную. Что такое “еврейский дом”? Как построить его на уровне? Каково должно быть его содержание? Мы опишем его, опираясь на две мишны из первой части «Пиркей Авот».
Настоящий еврейский дом – это место, где собираются мудрецы, где дают цдаку, где помогают бедным…
Что имеет в виду мишна (Авот, 1:5), когда говорит «Йеhи бейтеха патуах ли-рваха ве-йиhйю анийим бней вейтеха» – пусть будет твой дом открыт настежь, и да будут бедняки как твои домочадцы?
Есть замечательная фраза: «Не важно, чтобы было место в доме – важно, чтобы было место в сердце».
У человека может не быть ничего («байт патуах» можно также перевести как «пустой дом»), но его дом будет полон гостеприимства, благотворительности. А может быть с точностью до наоборот: в доме будут все мыслимые материальные блага, но дом будет заперт, и никакого толка для сердца человека не будет…
В «Пиркей Авот» также сказано, что человек должен сидеть в пыли у ног мудрецов и внимать их словам. Более того, сказано: «Пусть твой дом будет домом собрания мудрецов» (Авот, 1:4). Можно было сказать иначе: «В месте, где собираются мудрецы, – сиди в пыли у их ног». Почему здесь появляется слово бейтеха – твой дом? Когда мы говорим про дом собрания мудрецов, имеется в виду, чтобы наша жизнь проходила под сенью собрания мудрецов, не только когда мы находимся в бейт-мидраше.
Тора передается из поколения в поколение, и истинное место ее передачи – это еврейский дом.
Устная Тора – это то, что человек слышал от своей мамы, а та от своей, и так до Моше Рабейну. Передача происходит не только от папы к сыну и от наставника к ученику – в ней участвуют наши мамы, жены, бабушки.
Я слышал от своих учителей следующий вопрос, который они задавали от имени ришоним: «Что такое двар Ашем (слово Всевышнего)?». Вопрос, казалось бы, праздный: у нас записаны устная и письменная Тора – это и есть двар Ашем. Но как мы передаем слово Всевышнего? Ответ заключается в том, что Тора, понимание Торы, жизнь по Торе передается от отца к сыну, от деда к внуку.
Это – разговор и жизнь наших дедушек и бабушек…
Многие баалей тшува, к сожалению, не удостоились того, чтобы учить Тору в родительском доме, где они росли. Но пренебрежение к материальному и любовь к духовному человек, скорее всего, получил дома, от своей мамы. Откуда это было у нее? Она тоже получила от мамы. И благодаря ей сын вырос, хазар бэ-тшува, стал учить и преподавать Тору.
Дом – это место, где передается Тора. Есть заповедь воспитания детей. Еврейский закон в этом отношении говорит следующее: если ребенок умеет говорить Шма, и он умеет трясти лулав – ему покупают лулав. И есть аспект еще более широкий: та часть воспитания, которая начинается еще до того, как ребенок что-то умеет. Это то, как ребенок впитывает обстановку и атмосферу в доме. Обстановку, в которой произносят благословения, говорят Шма с любовью и трепетом…
Страшная ситуация, когда, не дай Б-г, одно поколение вернулось к Торе, а дети «отбились» от этого пути… В нашем поколении, к сожалению, очень легко сойти с правильного пути: громадное количество соблазнов, и запереться в доме невозможно… Кроме того, Сатан нашел путь, как войти даже в самый закрытый дом: с экрана компьютера, из телефонной трубки…
Мы хотим, чтобы дети наши выросли и жили по Торе, и это – тяжелейшее испытание:
Всю грязь, которая только есть в этом мире, человек может увидеть на своем экране, просто сделав несколько нажатий кнопок. В нашем мире выбор истины очень тяжел, а дурное начало все время ставит препятствия перед нами и нашими детьми. Реклама всех прелестей земного мира поступает к нам через газеты, журналы, и трудно от этого оградиться. Фактически, мы постоянно находимся под обстрелом дурного начала. И что можно этому противопоставить? Сильный еврейский дом.
Построение еврейского дома начинается с отношений между родителями. Правильность построения этих отношений означает наличие в доме Шхины. Если есть в доме Шхина, то вся гадость из такого дома убегает.