Мы все хотим, чтобы наши дети шли путями Торы и не сошли с них, но на этом пути встречаются помехи, от которых сложно отгородиться.
Одна из таких “помех” типична для нас с вами – нерелигиозные родственники; мы не можем полностью отгородиться от части своей семьи!
Эти родственники могут, не дай Б-г, оказать большое влияние на наших детей и могут даже, не дай Б-г, служить примером для подражания. Когда существует естественная связь, то и влияние может восприниматься на совершенно другом уровне: бабушка меня так любит! Уж точно она желает мне только добра!
Противопоставить этому можно только любовь; надо не только научиться любить детей, надо, чтобы дети чувствовали нашу любовь, чтобы они хотели находиться в доме и хотели построить такие же дома, как дом их родителей.
Иногда дети хотят построить свою жизнь по принципу «с точностью до наоборот» – не так, как было у их родителей. Если это касается деталей – это не страшно, зачастую у родителей бывают какие-то недостатки, и то, что дети хотят в себе эти недостатки исправить – очень хорошо.
Но бывает и так, что семья у детей ассоциируется со скучным, унылым, давящим домом, и в глазах детей это и есть еврейский религиозный дом. Это ужасно! И что можно сделать, чтобы ребенок, который видел только это на протяжении почти двадцати лет, не захотел, не дай Б-г, свернуть с пути? Снова кричать, снова обвинять, снова указывать ему на то, какой он плохой, что он слушает свой йецер а-ра? Это только подольет масла в огонь.
Мы ничем не сможем заменить радостную и любящую атмосферу дома. Корень проблем – в нас самих.
Каждый должен выстроить свой, подходящий ему путь изучения Торы и образ жизни путями Торы, который принесет нам истинное удовлетворение. Все это – не разработки современных психологов, а лишь развернутое объяснение того, что сказали наши мудрецы: «левая рука отталкивает, а правая приближает».
Еще раз повторим – в доме должны быть границы, и любовь не может быть заменена вседозволенностью. Однако, и устанавливая границы, и даже наказывая ребенка, родители должны изначально действовать под влиянием своей безусловной любви и уметь дать ребенку это почувствовать.
В свое время я много советовался по вопросам воспитания детей с равом Ицхаком Зильбером.
Ни я, ни моя жена не выросли в большой семье, в настоящем еврейском доме; изначально у нас не было опыта и знаний, которые есть сейчас (из 13 наших детей большинство уже женаты и растят наших внуков).
Рав Зильбер дал совет, очень принципиальный: если нам важно, чтобы наши дети учили Тору – Тору лишма, надо, чтобы и нам было важно именно это – учеба ради нее самой, а не ради хвастовства успехами наших детей.
Сейчас все мы находимся в галуте Эдома, и этот галут оказывает на нас самое непосредственное влияние, которое выражается словом хицойниюс, расхождение между внешним проявлением и внутренним содержанием.
Символ Эдома – свинья, которая, будучи некошерным животным по своей внутренней сути, лежит в грязи и демонстрирует всем свои кошерные раздвоенные копыта. Мы все любим хвастаться и на многое готовы, чтобы выглядеть достойно и важно, чтобы можно было поговорить о том, какой я успешный, знаменитый, – не я, так мои дети. Все это мы переняли у Эйсава, это подобает его потомкам, но не нам.
Нам надо задать себе, прежде всего, вопрос – что мы хотим от наших детей?
Вопрос этот надо задать с раннего детства ребенка: что мы хотим от наших детей? Родительская гордыня скажет: мы хотим, чтобы наш ребенок был самым-самым: вундеркиндом в Торе и тому подобное. Учиться наш ребенок должен в самом лучшем хедере, в самой популярной ешива ктана, в самой престижной ешива гдола, шидух его должен быть самым лучшим – по имени, приданому или красоте невесты…
Однако на практике может оказаться, что все это – «лучшее» в глазах родителей, у которых сохранились представления о счастье из «прошлой жизни»: мой сын поступил в самый престижный ВУЗ! Мой сын стал известным профессором! Мой сын на обложке бизнес журнала в десятке самых молодых миллионеров! И так далее, в том же духе…
Любить детей – это значит еще и понимать детей, понимать, что мой ребенок из себя представляет, какими талантами наградил его Творец и как он может построить свою жизнь по Торе.
Если подходить с этой позиции, то может оказаться, что самый замечательный хедер совсем не подходит вашему ребенку, зато в другом хедере ребе сможет найти к нему подход и раскрыть в нем любовь к учебе. Самая престижная ешива, в которой воспитывают глав ешив следующего поколения, на практике может оказаться кошмаром для вашего скромного сына. А шидух, который в глазах родителей почти оскорбление их достоинства, составит истинное счастье их ребенка.
Тут можно вернуться к тому, о чем мы говорили в самом начале: главная задача нашей жизни – прожить ее так, чтобы наши труды принесли плоды и преумножились, не ушли впустую.
Известно, что каждому виду растений подходит особая почва и свой вид удобрений – так что же говорить о человеке, венце творения? Наши мудрецы дали нам совет по воспитанию, актуальный в каждом поколении: воспитывай ребенка в соответствии с его сутью.
Подход этот помогает понять, что ребенок – это не то, чем мы должны себя украсить; дети были даны нам на сохранение и воспитание, чтобы мы вырастили их так, чтобы им было хорошо.
Благо для наших детей – чтобы они стали хорошими цельными евреями, живущими по воле Творца, так, как это подобает их силам и их характеру – и чтобы воспитание их шло по тому пути, который им подходит. Продолжают наши мудрецы – если ребенка поставить на путь, который ему подходит, он с него никогда не сойдет.