Наши дети – потомки Яакова

потомки Яакова

Шовавим – аббревиатура первых букв глав книги Шмот: шин – Шмот, вав – Ваейро, бет – Бо, еще одна бет – Бешалах, йуд – Йитро и мем – Мишпатим.

Такой прием «запоминания» по первым буквам, в общем-то, широко распространен при изучении Торы, что же особенного в слове шовавим? Написано в наших святых книгах, в том числе, писал в своих трудах Аризаль, что время чтения этих глав – особенное для исправления грехов, подобных греху Онана. Какое же отношение это имеет к нашим недельным главам?…

Вопрос, который поднимается в связи с тем, что Всевышний вывел нас из Египта: как же так, ведь Он же нас туда и привел! Если бы Йосеф не попал в Египет и Яаков с семьей не спустился за ним, то евреи не осели бы там! А если бы Всевышний не позволил случиться порабощению евреев, то не было бы никакого порабощения! Более того, еще Аврааму Всевышний поведал, что его потомство будет порабощено.

Важно понимать, что мир не существует сам по себе, и ни один народ не может нас поработить, если нет на это согласия Всевышнего. Приводится в святых книгах от имени Аризаля, что поколение порабощения в Египте – это те части души Адама, которым требовалось особое исправление, и это исправление могло произойти только с помощью тяжелого физического труда. Само это исправление, по большому счету, и было началом освобождения.

С одной стороны, смысл порабощения евреев египтянами был в исправлении грехов, в частности, тех, о которых мы упомянули выше. Но, с другой стороны, и нам сейчас это особенно актуально, рабство таит в себе огромную опасность. Опасность эта касается «йихус» – отношения детей к своим родителям. Причем, понятие йихус существует в той или иной степени у всех народов мира – в Писании не раз сказано о нееврееях: «такой-то, сын такого-то».

Есть лишь одна категория людей, которые как бы не относятся к своим родителям – это кнаанейские рабы.

Это требуется объяснить, ведь в какой-то степени кнаанейские рабы ближе к нам, чем другие неевреи, они даже обязаны исполнять Тору – в той же мере, что и еврейские женщины. Но, с другой стороны, рабство поражает саму человеческую суть: раб живет не по своей воле, а по воле другого человека. Это, в частности, проявляется в том, что его дети не считаются его продолжением, и в этом проявляется отсутствие йихуса у рабов.

Я слышал от рава Моше Шапиро зацаль: опасность того, что евреи могли стать настоящими рабами в Египте, состояла в том, что они потеряли бы свою связь с отцами и уже не были бы «бней Авраам, Ицхак вэ-Яаков».

Молитвы и труды наших праотцев могли оказаться напрасными, сказанными и сделанными впустую. В этом заключалась для нас страшная опасность порабощения египтянами; с Б-жьей помощью, мы удостоились того, что этого не произошло. Более того, Всевышний обещал Аврааму, что его потомки выйдут из Египта с большим имуществом, поэтому было необходимо задержаться, чтобы получить зарплату за свои тяжкие труды на египтян. И не ради самой платы, а ради признания «постфактум» того обстоятельства, что никогда евреи не были настоящими рабами, ведь рабам зарплата не полагается!

Известно нам о Яакове из его благословения: «Реувен – начало моей силы», что ни одна капля его семени не была растрачена впустую. И так же сказано про него: «его ложе было цельным» – все его дети остались внутри еврейского народа, в отличие от его отца и деда, от которых произошли Ишмаэль и Эйсав. Из устной Торы нам известно: когда Яаков поднимался в Святую Землю от Лавана и шел на встречу с Эйсавом, он боролся с ангелом-хранителем Эйсава. Говорит Раши, что Яаков, уходя от Лавана, забыл мелкие предметы утвари, кейлим, вернулся забрать их и на обратном пути столкнулся с ангелом Эйсава, который пытался поразить его.

От рава Моше Шапиро зацаль я слышал объяснение, что наш праотец Яаков ни разу не потратил свою силу напрасно, это относилось и к его имуществу – ничто не должно теряться впустую. И именно в этом аспекте хотел поразить его Сатан – ангел Эйсава, чтобы часть сил Яакова ушла впустую.

Нам, испорченным современной культурой, надо знать, что Всевышний дал нам большую живительную силу – возможность иметь детей, быть партнерами Творца в приведении в этот мир новых душ.

Когда же, не дай Б-г, эта сила уходит впустую – это огромное разрушение. Браха леватала – благословение, сказанное впустую, также относится к этой категории. Это касается и достояния человека – надо постараться, чтобы его достояние не ушло впустую. По-русски это называется «не работать вхолостую».

В Торе, в недельной главе, где говорится о смерти Авраама, и в афтаре к ней, где говорится о смерти царя Давида, сказано об этом: ба бе-йамим – пришли со своими днями. Говорит Зоар, что и Авраам, и Давид взяли с собой в высший мир полные, цельные дни. Все великие в нашем народе – не только в далекие времена, но и в наши дни – аГро, Хафец Хаим – делали хешбон нефеш. Они ежедневно анализировали, на что ушло их время и их силы; мы с вами тоже можем сделать хешбон нефеш: вспомнить, на что ушел каждый час из 24 часов в сутках, и задать себе вопрос – сможем ли мы каждый свой час взять с собой целиком в олам а-ба?

Вопрос этот очень непростой, ибо сказано «Тора – наша жизнь и продолжительность наших дней».

Отсюда слышно, что все те часы «нетто», которые человек прожил хорошо и праведно, он берет с собой в будущий мир – так же, как Авраам и царь Давид. Если человек все свое время занимается Торой (не имеется в виду, что 24 часа в сутки он не встает со скамейки в бейс мидраше, но все то время, когда он не учится – работает, ест, спит – делает он это во имя исполнения воли Творца) – о нем можно сказать, что он берет с собой в будущий мир все часы своей жизни.

Если же человек посвящает Торе, в лучшем случае, пару часов, а в остальное время он занимается другими делами, пусть и не запрещенными, но никак не связанными с Торой, такой человек, даже дожив до глубокой старости, может прийти в будущий мир с «багажом» юноши. Ки эм хайейну ве орех йамейну: Тора – это наша жизнь и ее продолжительность, стоит всегда помнить об этом!

Великое достоинство Яакова в том, что ничего из принадлежащего ему не ушло впустую: ни капли его жизненной силы; его потомство было «коленами Всевышнего», и его имущество также не ушло впустую.

Йосеф а-цадик называется в Торе иш мацлиах, успешный человек. Я слышал от рава Моше Шапиро определение, какой человек называется у нас успешным: когда все силы и средства, которые вложил человек, дают плоды, имеют браху и разрастаются. Пример иш мацлиах наших времен, который он привел – это Хафец Хаим: все, что он вложил в течение жизни, работает и по сей день. Личный пример – вся Тора, которую я учу – заслуга Хафец Хаима; когда-то больше 30 лет тому назад я прочел буквально несколько строк, и они настолько повлияли на мое мировоззрение, что это подвигло меня пойти и начать учить Тору совершенно иначе, чем до этого.

У каждого из нас есть дар от Всевышнего – наша жизнь и силы во всех ее сферах.

Наша задача –сделать так, чтобы этот дар не ушел впустую; чтобы эти силы шли не на разрушение, не дай Б-г, а на преумножение и созидание. Понятно, что мы далеки от цельности в этом вопросе, и даже не приближаемся к уровню Яакова, Хафец Хаима, Агро… мы не можем считать, куда ушла каждая минута в течение дня. Но, как минимум, нам надо следить за тем, чтобы наши силы преумножали в мире добро, несли браху, а не, не дай Б-г, разрушение! – и это в большой степени касается наших детей.

Нам нужно следить за тем, чтобы наши дети не оторвались от своих отцов; с самого момента зарождения жизни и до самого последнего нашего дня мы должны делать все необходимое, чтобы они хорошо росли; то, что мы вкладываем в них, должно быть биньян адей ад, вечное здание. Нам принципиально важно, чтобы наши дети росли, растили своих детей, а те – своих детей, идя путями Творца, и чтобы у них был полноценный йихус – полноценное отношение к нашим праотцам Аврааму, Ицхаку и Яакову.

Наше поколение – поколение возврата к Торе; в наших силах сделать так, чтобы этот возврат не оказался мимолетным эпизодом в истории, чтобы этот подъем не ограничился лишь одним, нашим поколением. Это – тяжелый труд, который, кроме физических усилий, требует много молитв и сията ди-Шмая, помощи с Небес.

Мы с вами – потомки Яакова, и нам надо приложить все силы, чтобы наше потомство было цельным, как у Яакова.

Нам должно это «болеть». В первом томе книги «Шем Олам», вышедшей, с Б-жьей помощью, на русском языке, Хафец Хаим пишет о том, что делать родителям, у которых, не дай Б-г, дети сошли с путей Торы и пошли не тем путем. Речь идет о ситуации бедиэвэт, постфактум, и писал это Хафец Хаим в то время, когда требовалось действительно много чудес для того, чтобы дети остались такими, какими их хотели видеть праведные родители.

Само название книги «Шем Олам» – “Имя в Вечности” – говорит о том, что дети – это продолжение человека в вечности; вопрос лишь в том, какие дети будут у человека…

продолжение следует