Дом – это место, где растут наши дети

где растут наши дети
В процессе воспитания детей есть две стороны: первая – как отойти от зла, и вторая – как делать добро

Что касается первой части, «отойти от зла», то важнейшим примером из Торы для нас являются наши праматери, имаот: так, Сара оградила Ицхака от влияния Ишмаэля, разделила их; Ривка отдалила Яакова от Эйсава. У наших детей есть, слава Б-гу, уши и глаза, и есть у них дурное начало – все, что окружает наших детей, оказывает на них непосредственное влияние, а уши и глаза называются «посредниками дурного начала». В окружающем мире есть много зла, и йецер а-ра ежедневно предлагает нам и нашим детям отведать его.

Есть два понятия: даат – способность принять верное решение, и калут даат – легкомысленность. Калут даат – это естественное состояние не только детей, но также юношей и девушек, когда сила их мудрости еще слаба; с другой стороны, у них есть разные желания и потребности, которые очень сильны. Множество соблазнов, окружающих наших детей, – работа дурного начала, и нам не следует сидеть сложа руки.

Есть в нашем календаре две даты: Ханука и 10 Тевета. Слово Ханука имеет множество значений, и одно из них – «освящение», поскольку в Хануку заново освятили Храм. Храм был окружен стеной, даже не одной, а несколькими; именно стены в первую очередь были целью наших злейших врагов – греков. Сказано, что греки проломили в стенах Храма бреши, превратив Храм из ришут а-ехид, личного владения, в решут а-рабим, – владение общественное. Место, где стоит Храм, названо ар – гора, садэ – поле, а Храм Яаков назвал баит – дом.

В назывании Храма домом был особый смысл: дом – это ограда от внешнего мира; в любом доме есть двери, которые могут быть распахнуты для приема гостей – но только с разрешения хозяина.

Дом – это место, где растут наши дети

Точно так же, как мы ограждаем наши дома от воров, закрывая дверь на замок и даже устанавливая решетки и сигнализацию, когда опасность велика, – нам нужно знать, что в сфере духовной все предосторожности стоит соблюдать даже не на 100, а на 1000 процентов! Нам надо построить стены, которые будут ограждать наши семьи от духовного зла, и сделать это надо так, чтобы наши близкие чувствовали себя не в тюрьме, а, наоборот, в царском дворце. И никто не говорит, что это простая задача.

Дом может стоять в любом районе, хорошем или плохом, может стоять на границе хорошего и плохого районов – все это важно, однако большое значение имеет то, куда направлены окна, что мы видим из своего дома.

В каждом поколении, как бы мы не усиливали нашу духовную оборону, йецер а-ра находит все новые способы эту оборону прорвать; если в прошлом поколении символом пустого времяпрепровождения и окном, через которое йецер а-ра проникал в дом, был телевизор, то в наше время телевизор выглядит игрушкой. Все новые и новые модели телефонов, против которых выступают главы поколений – это мировое зло в маленькой коробочке, но разрушения, которые они приносят, подобны мощной бомбе. Юноша может даже не выходить на улицу и находиться все время в ешиве, но, если под одеялом у него айфон – это та самая отмычка, с помощью которой дурное начало проникает сквозь любые закрытые двери, даже двери ешив, принося с собой всю мерзость, которая накопилась в мире.

Как говорил рав Пинкус, Всевышний создал человека и создал его дурное начало, и работа человека в этом мире – справиться с собственным дурным началом. В наше время, говорил рав Пинкус, компьютер может принести на экран дурное начало всего мира. Говоря это, рав Пинкус не видел сегодняшних возможностей дурного начала – сейчас появились приборы, которые выводят на экран все дурные начала мира «с доставкой на дом» – под одеяло или в туалет!

В человеке есть дурные наклонности, которые спят в нем; однако, если они получают подпитку со стороны, они просыпаются.

От рава Пинкуса я слышал историю. Мы жили с семьей около 9 лет в городе Офаким; в те времена население города почти поголовно состояло из сефардов – выходцев из восточных общин. Это хорошие душевные люди с очень теплым сердцем, мы могли научиться от них многим душевным качествам. Однако, именно в силу своей душевности и открытости, они зачастую не знали, как противостоять тому злу, которое их окружило на Святой Земле. В Офакиме жила праведная женщина, дети которой, к ее великой боли, пошли по дурному пути. Эта праведная женщина решает полгода зимой поститься два раза в неделю – по понедельникам и четвергам – чтобы Всевышний смилостивился над ее сыновьями и вернул их на праведный путь. Однако в ее доме постоянно работал телевизор! Рав Пинкус сказал: пусть она прекратит поститься, но только выбросит телевизор!

Мы, безусловно, обязаны оградить наши дома, наши семьи от зла, однако мы не можем запирать наших детей; когда человека «связывают» слишком туго, он в какой-то момент сбрасывает с себя путы и убегает.

Нам необходимо дать себе, нашим женам и нашим детям полноту жизни в святости так, чтобы у них не было причины и желания искать что-то снаружи.

И это крайне важно: люди ошибочно полагают, что они решат одним махом все проблемы, заперев детей дома. Детей, безусловно, нужно ограждать и ограничивать, но, вместе с тем, нужно всегда заботиться и следить за тем, чтобы детям (и жене) было дома хорошо!

Когда нам кажется, что мы уже преуспели в борьбе с дурным началом, в какой-то момент оно пускает в ход «тяжелую артиллерию» – в пояснение хочу вновь процитировать рава Пинкуса: Молодой человек, учащийся ешивы, – что он слышит от дурного начала? “Хочешь учиться в ешиве – учись, это не ко мне; хочешь молиться – молись, это тоже не ко мне; но если ты хочешь получить удовольствие от жизни – это ты можешь получить только у меня!” Это – самая большая ложь дурного начала (рав Пинкус закричал, когда произносил эти слова)!!! Ведь, на самом деле, то удовольствие, которое человек получает от изучения Торы, живя по воле Творца и выполняя заповеди, никакое дурное начало не может даже имитировать.

Это – слова; они не могут дать ощущения реальности, когда не подкреплены личным примером.

Есть ситуации, когда от папы получают, в лучшем случае, только окрики, а в худшем – еще и унизительные побои. Воспитание включает в себя и повышение голоса, и наказания, однако всегда нужно помнить правило, что правая, более сильная рука приближает! То, что приближает и радует, то, что дает нашим детям ощущение счастья в доме, в этом поколении должно быть многократно больше того, что ограничивает и отталкивает!!!

продолжение следует