“Большое правило в Торе” – два проявления любви

большое правило в Торе
Вопрос воспитания детей зависит от того, был ли шлом байт между родителями еще до их рождения.

Важно чтобы была хорошая обстановка, чтобы детям было хорошо. Когда есть хорошие отношения, когда лица людей светятся светом любви и добра, тогда возникает тот контакт и та близость, через которую передается Тора и любовь к ее заповедям.

Если ребенок чувствует, что его любят меньше других – его воспитание потерпело полную неудачу. «Папа и мама меня не любят, а то, что они говорят – они говорят во вред, а не для пользы мне…» Когда ребенок чувствует, что его любят и ценят, он способен воспринять от родителей слово Торы. «Папа рассказывает про выход из Египта и мне это очень интересно». Если папа до этого, во время предпасхальной уборки, несколько раз побил своих детей (надо же хамец убирать из квартиры) – ребенок чувствует, что он не любим. «То, что мне говорят, все ваши рассказы – это не для меня, это чтобы меня подавить, меня использовать…» Такая реакция может стать для детей причиной уйти на улицу.

Всевышний даровал нам великое качество – любить детей. Ради чего Он нам это дал?

Любое животное выхаживает свое потомство до определенного возраста. Но для человека это нечто гораздо большее. Чем отличается животное от человека? У человека есть понятие «мои предки», у животного такого понятия нет, у него нет никакой связи с предыдущими поколениями.

То, что в нас вложена любовь к детям, к внукам – это тот инструмент, проводник, через который можно передать им Тору, любовь к заповедям и добрым делам, веру… Поэтому, как сказал мой учитель, рав Яаков Фридман, надо любить детей…

То, что произошло в Советском Союзе, – полное разрушение понятий «дом», «семья». Я говорю сейчас даже не про еврейский дом, а просто про семью, даже нееврейскую, – все это было разрушено до основания… Для нас принципиальным моментом должно являться то, что дом и семья – это основа передачи Торы всему последующему поколению, и без еврейского дома у нас нет передачи Торы.

Итак, первая основа, как мы уже сказали: надо любить свою семью, своих детей.

Что значит любить? Есть у рава Элияу Элиэзера Деслера такой интересный подход: человек может любить курицу или рыбу, но о них он не заботится – он их просто съедает. Но так, совершенно потребительски, «любить» свою семью невозможно.

Что такое любовь? Человек желает добра, он делает, чтобы его ближнему было хорошо, он делает не для себя – для другого. В этом смысл понятия веаhавта лереаха камоха – люби ближнего, как самого себя. Ведь не сказано: «Скушай его!», а подумай, как сделать ему хорошо.

Это первая основа того, как построить еврейский дом, – сделать так, чтобы ближнему было хорошо.

И говорит раби Акива, что это большое правило в Торе, за которым очень многое стоит. Чем человек ближе – тем больше надо его любить. Все евреи близки, но нельзя забывать, что жена и дети – это самые близкие люди, которых надо любить больше, чем кого бы то ни было. Есть люди, которые имеют обыкновение быть добрыми со всеми, кроме своих близких – они хорошие напоказ. Заботятся о других, помогают другим, а дома они считают, что надо не давать, а получать – их должны обслуживать, а не они…

Есть такие понятия – терпение и терпимость, на святом языке – савланут.

Например, я много лет жил у своей бабушки. Бабушка прожила тяжелую жизнь, она потеряла двух мужей: одного – в Гражданской войне, другого – во времена Сталина. На ее нервах это сказалось не лучшим образом. Поэтому, хотя я был единственным внуком, и она души во мне не чаяла – нервы ее иногда срывались. Иногда я отвечал ей, но она это терпела. Почему? – Она меня очень любила… Надо уметь терпеть недостатки других.

Мы терпим свои недостатки? Или у нас их нет? Мы умеем кричать на других, а нужно кричать на самих себя и уметь терпеть других.

Есть много тяжелых ситуаций в любом доме. Например, муж хочет поесть, а жена занята и не может ему приготовить. Или он не поспал ночью, а тут дети кричат. Как с этим жить? Очень легко можно превратить все эти бытовые неурядицы в гейном. Если мы хотим построить настоящий еврейский дом – надо научиться терпению.

Чем отличается ребенок от взрослого? Ребенок видит только самого себя. Есть люди, что остаются детьми до очень преклонных лет – они видят только самих себя: «Все вокруг должны меня обслужить, все должны мне угодить». Это называется авода зара (идолопоклонство), и в качестве идола – сам человек, точнее – его материальные вожделения. И также сказано в книге Зоар: «Человек, когда сердится и бьет посуду в гневе – служит авода зара». Надо научиться терпеть других. Это тяжело, особенно когда человек вырос единственным ребенком в семье, всеми любимым, всеми балуемым.

Итак, мы определили два проявления любви: заботиться о ближнем и терпеть ближнего.

Мы хотим воспитать наших детей так, чтобы они служили Всевышнему, чтобы мальчики и девочки были праведными евреями. И у нас нет другого способа их этому научить, кроме личного примера. Как можно научить детей, что воля Всевышнего нам так важна? Если папа и мама приходят домой, и при этом им важна не воля Всевышнего, а то, чего лично они хотят, и мирские желания – это их «святая святых», то дети это обязательно увидят. Даже если есть какие-то фразы про ират Шамаим, про Тору, дети чувствуют, что это лишь фразы, а жизнь – она какая-то другая, на самом деле…

продолжение следует