Искать хорошее в жизни, в детях, в себе

искать хорошее
«Большая заповедь – быть в радости постоянно» (Рабби Нахман из Бреслава)

Детство наших детей совершенно не похоже на детство их родителей. Если в наши времена не в каждом доме мог быть телефон, то современные технологии предлагают (кроме домашнего телефона) мобильный телефон, компьютер, безлимитный (к сожалению – во все смыслах) интернет и еще много такого, чего лучше бы и не было. Но, к сожалению, контроль над временем не в нашей власти… Выиграть войну с мировыми коммуникациями можно и нужно, и в нашем арсенале есть мощное оружие: коммуникация семейная.

Жизнь – от начала и до конца – дана Свыше, и, если мы думаем, что хоть что-то можем решать – это ошибка.

Вы замечали, что даже среди ваших детей одни как будто рождаются идеальными, и с ними легко все время, а другие не слезают с рук и все время требуют новых развлечений? Не спешите скупать все книги по воспитанию детей, и не стоит из-за этого искать изъяны в себе как в родителях. Просто все дети – разные!

Есть мужья (правда, есть!), которые не забывают принести в дом цветы и вынести мусор, а ваш муж забыл про годовщину свадьбы. Совсем из области фантастики – мама, которая в полном восторге от того, как вы ведете хозяйство (а заодно и от ваших детей с мужем). Невероятно, но факт: мы не можем кардинально изменить ситуацию, но в наших силах изменить свое отношение к ней! Истина, знакомая каждому чуть ли не с детства, и не стоило бы об этом писать, если бы она так часто не забывалась. Мы можем управлять своей жизнью – с точки зрения того, как мы принимаем ее подарки.

В жизни нет универсальных правил. Зазубренное в школе 2+2=4 никак не применить к ежедневным испытаниям – сумма может выйти и 5, и 50, а двойки могут и вовсе не сложиться. Однако все мы – режиссеры, и в исходном задании у нас – лишь набор актеров и сцена. Будет это драма, трагедия, комедия или фарс – решать нам.

Один из потомков рава Авраама Яакова Пама (выдающегося наставника американского еврейства) делился воспоминаниями детства. Его родители вынуждены были поехать работать за границу, и в том месте, где они поселились, все мальчики в его классе имели дома телевизор (и, конечно же, смотрели его). Ребе в религиозной школе даже пришлось установить специальные призы тем мальчикам, которые смотрели телевизор меньше: не четыре часа в день, а три с половиной – призовой балл; наберешь много баллов – получишь большой приз. Мальчик из семьи Пам никогда не получал ни баллов, ни призов – ведь у него в доме не было телевизора, и, соответственно, меньше смотреть было просто нечего.

Когда одноклассники звали его к себе домой поиграть, он предпочитал приглашать их к себе – и они неплохо проводили время, прыгая на батуте и играя в многочисленные игры. Он вспоминает, что за все эти годы родители ни разу не запретили ему смотреть телевизор – он просто не понимал, зачем ему это нужно. Атмосфера в доме была настолько пропитана святостью, что всякому становилось очевидным, что телевизору здесь просто не место. Разве в таком чистом месте кто-нибудь захочет запачкаться?

История многолетней давности имеет к нам самое непосредственное отношение. «Почетное» место телевизора у нас занял интернет. Главы поколения наложили однозначный запрет на неограниченное использование интернета, специальные компании делают за нас всю «грязную работу», очищая, насколько это возможно, интернет от всякого мусора, который все же попадает (по рабочей необходимости) в наш дом. Однако слово «интернет» можно услышать из уст любого пятилетнего ученика хедера, и наша задача – сделать так, чтобы слово это так и осталось абстрактным понятием, совершенно не связанным с нашими святыми детьми.

Женщина названа в Торе акерет а-байт, основа дома. Наша задача – с одной стороны, построить надежную оборону от всего неподобающего, а с другой – обеспечить внутреннюю защиту: своим теплом, вниманием, позитивным отношением.

Ведь то, что исходит от нас, буквально «отражается от стен» и проникает в каждого домочадца. И со временем мы сможем увидеть свое отражение в детях. Каким оно будет, приятным или не очень – зависит от нас. Любой человек не идеален, и именно для исправления себя мы пришли в этот мир.

А что нам делать, как родителям, когда мы замечаем в своих детях что-то не совсем хорошее? Стоит ли хвататься за голову и винить себя во всех бедах в мире? Видится, самое время вспомнить, что все решает наше отношение к ситуации – и среагировать с максимальной мудростью. Ведь именно наша реакция отразится в наших детях и со временем выльется в устойчивое качество их характера.

Но как можно все контролировать, спросите вы? Ответ может вас удивить, но он подтвердился много раз на практике: никак. Более того, «тактика страуса» в таких ситуациях может спасти многих родителей и их детей (особенно взрослых) от ненужных стрессов. Если мы не знаем (или делаем вид, что не знаем) о каком-то происшествии, то и наша реакция на него не требуется, и, возможно, ситуация разрешится сама собой. Но если уж мы дали понять подростку, что все видели и знаем – то и реакция наша должна быть соответственной, и стоит приготовиться к тому, что она не всем понравится.

Дурной пример, несущий негативную окраску, крайне заразителен.

Вы замечали, как порой посередине игры один из детей вдруг ломает башню со словами: все, надоело, я не хочу больше строить – и все остальные дети вдруг понимают, что и им строить надоело? А этот неловкий момент за семейным столом, когда еда уже разложена по тарелкам, и вдруг один из братьев заявляет, что он это не будет, потому что это гадость – и все его братья и сестры, как по команде, воротят носы (если вообще не встают из-за стола)? И ведь за минуту до этого все с увлечением строили, и готовы были с аппетитом съесть любимое блюдо! Что произошло? Негатив.

Тот самый, который заразителен, и которого нам стоит постараться максимально избегать – ведь, видя в семье хорошее отношение ко всему, дети примут позитивную реакцию как нечто само собой разумеющееся!

Вы когда-нибудь собирали своих детей утром в школу? Я сейчас не говорю об идеальных семьях (да, они, видимо, существуют, просто очень далеко), в которых одежда аккуратно разложена на стуле с вечера, а школьный рюкзак висит на крючке у входа. Я говорю о ситуации в среднестатистической еврейской семье, где в последние три секунды маме (или папе, а иногда и обоим родителям) нужно собрать пять или шесть детей одновременно? Один только натягивает носки, второй дочищает зубы, третий наспех мажет бутерброд шоколадной пастой. В таком аврале всегда вдруг теряется очень важная тетрадка или второй ботинок – и вы кричите ребенку (потому, что говорить нормальным голосом в общем шуме просто бесполезно): посмотри под кроватью (в ящике, в коридоре)! Ребенок искренне ищет – и не находит.

Тогда маме приходится находить еще одни последние три секунды в дополнение к первым последним трем секундам, и идти на поиски ботинка самой. Мы отодвигаем рюкзак, толкаем мячик, поднимаем куртку – и вот он, ботинок, нашелся именно там, где мы и думали! Знаете, почему у ребенка не получилось, а мама нашла? Потому что мы ищем не глазами, а сердцем: я знаю, что он должен был быть где-то здесь, я сама его туда положила, и мне очень-очень важно его найти! Вы еще не догадались, к чему такое сравнение? Да, именно: с таким же усердием и тщательностью, как мы ищем ботинок, нам стоит стараться искать хорошее в жизни!

перевод г-жи А. Швальб