Наша сегодняшняя тема: «Как привить ребенку желание делать нужные вещи». Звучит непонятно, но я поясню. Например, перед ребенком стоит выбор: пойти поучиться или пойти поиграть. Что поможет ребенку выбрать учебу?
Я спрашивала мужа, спрашивала подруг и родственниц, но все больше понимаю, что нет никакого «фокуса», который волшебным образом убедит ребенка захотеть делать то, что нужно: учиться, помогать родителям. Между игрой и серьезным делом, требующим вложения сил, далеко не каждый ребенок выберет дело. Выходит, это вопрос, который волнует всех. Все мамы хотели бы знать этот секрет, но дети разные, и нет «универсального» совета, подходящего каждому ребенку. Однако я была настойчивой, и мне удалось собрать несколько советов и примеров из жизни, когда удавалось привить детям желание делать нужные вещи: учиться, помогать по дому, делать хесед, – так, что это становилось их собственным желанием.
Роль матери
Какова роль нас, женщин, в том, чтобы у ребенка появилось желание? Рав Шлангер в книге «Оэль Яаков ве-Леа» пишет, что женщина – источник, порождающий желание. То есть именно женщина – причина того, что в ребенке зарождается желание делать что-либо. Этот процесс начинается еще в утробе матери. Как только женщина узнает, что она беременна, она должна начать молиться, чтобы у ребенка был рацон (желание) к добру.
Рацон – это подарок Всевышнего, но он очень зависит от будущей мамы: что она будет предпринимать, насколько ей это важно.
Известны мидраши, в которых описывается, каким образом мать повлияла на будущее величие сына в Торе. Про раби Йеошуа бен Хананью написано: «Счастлива (достойна) родившая его». Чем так отличилась его мама? Будучи беременной, она стояла возле выхода из Дома учения и просила у мудрецов благословения для своего будущего сына: «Прошу вас, попросите милости о моем сыне, чтобы он был умным». Она и сама много молилась о нем. А потом, когда он родился, ставила его в колыбели возле Дома учения, чтобы он с младенчества слушал слова Торы. Рабейну Йона пишет, что с самого начала беременности мама должна молиться за ребенка, чтобы он был «скор и остер в Торе».
Также и с матерью царя Шломо. Каждая из жен Давида просила о своем сыне, чтобы он был царем после Давида. А Бат Шева просила, чтобы ее сын был достоин пророчества и мудрости. В результате он удостоился и этого, и царства. Когда Бат Шева наказывала его, она говорила: «Все знают, что твой отец был праведным Б-гобоязненным человеком, и если ты совершаешь проступок, люди скажут, что это твоя мама испортила тебя. Все женщины дома твоего отца молились, чтобы сыновья их были достойными царствования, а я молилась, чтобы сын был достоин пророчества и (его интерес был в) мудрости Торы». Что она имеет в виду? Если твое желание – заниматься пустяками этого мира, то не будут обвинять в этом твоего праведного отца. В этом обвинят меня. Но я сделала все, что в моих силах! Я молилась за тебя, принесла жертву в Храме, и просила. Поэтому ты должен удерживать себя от нежелательных вещей, чтобы не сказали обо мне, что это моя вина.
Из всего этого мы видим важную для нас вещь.
Материнский вклад начинается еще в пору, когда мать и дитя неразделимы, – тогда мама вкладывает в душу ребенка рацон и важность вещей, связанных со святостью.
И позже ребенок наблюдает за родителями: что на самом деле важно для них? Высший балл на экзамене по математике или похвальная грамота за выученный седер (раздел) Мишны? Какова реакция мамы? На грамоту мама говорит: «Да, молодец», и продолжает заниматься своими делами, а на экзамен: «О! Какой умный ребенок! Совершенно выдающийся!» Ребенок сразу понимает, что действительно важно для родителя. В том, что маме действительно важно, ребенок не захочет ее разочаровать. Замечу, что обратить внимание и показать важность нужно сразу, когда ребенок принес нам эту грамоту.
Мы, родители, хотели бы привить ребенку такое стремление к Торе, к добрым делам, чтобы оно прошло через все его детство и продолжилось после свадьбы — до 120 лет.
Задача мамы – пробудить это стремление любыми способами. Но, что бы мы ни использовали, основа всего – эмоции. Женщины более эмоциональны. И именно это должно помочь нам пробудить в сердце ребенка рацон, показывая важность определенных вещей.
В книге Шмуэль (I, 2:19) написано, что Хана сшила Шмуэлю меиль катон, одежду на мальчика 2-х лет. Согласно одному из комментариев, этот меиль рос вместе со Шмуэлем из года в год. И в нем же он был взят на небо. Что это за меиль, который ему сшила мама? Мидраш поясняет, что это рацон, который Хана дала Шмуэлю. Даже когда ее не было рядом с ним, она как будто бы продолжала транслировать ему: вот особый меиль, который я сшила специально для тебя, когда посвятила тебя служению Всевышнему. Этот меиль был символом рацона мамы. Что будет таким рацоном для нас? Приготовить вкусную еду нашему ешиботнику, приготовить его одежду, даже в поздний час, испечь ему пирог в дорогу.
В Гемаре рассказывается, как родители принимали своих сыновей, возвращавшихся из дома учения. «Сказал рав Яаков бар Аба Абайе: “Когда я возвращался домой, папа давал мне стакан, а мама наливала вино”». Это показывает нам, что и тогда родители очень ценили учебу своих сыновей. Тем более в наше время, когда столько соблазнов. Скажем, зимой после вечерней субботней трапезы, когда дома тепло, так и тянет почитать или лечь под одеяло и поспать, а сын выходит в холод и идет учиться, несомненно, нужно собрать всех и похвалить его всей семьей: «Какой праведный мальчик у нас растет!» А когда он вернется, приготовить ему стакан теплого чая, чтобы он почувствовал, что его ждали, что значит для нас его учеба и то, что он преодолел желание остаться дома под теплым одеялом.
продолжение следует
Подготовила г-жа Зисси Скаржинская