В духовной работе невозможно прыгать через ступеньки. (Рав Шахатович)
Значит ли, что, говоря о вере, соблюдении мицвот, мы вообще не должны говорить про наказание?
Конечно, нет. Просто важно, чтобы все происходило в правильном порядке и в верной пропорции.
Собственно в вере мы различаем три ступени:
первая ступень – любить Всевышнего;
вторая ступень – бояться Всевышнего, бояться наказания;
третья ступень – испытывать трепетный подъем (йира).
Итак, первая ступень – это любить Всевышнего. Ни в коем случае нельзя эту ступень пропустить!
Да, обязательно нужно, чтобы ребенок знал, что за плохие поступки полагается наказание, чтобы человек мог себя остановить в ситуации внутреннего конфликта. Но это знание не может быть первой ступенью. Первой идет исключительно любовь к Всевышнему.
Я не могу говорить с ребенком о наказании или о чем-то его напрягающем и страшном,
- пока он не станет достаточно взрослым, чтобы смочь это спокойно пережить;
- пока я не уверена, что у него уже сложилось четкое убеждение, что Всевышний – это добро, что у него уже есть кайф от соблюдения мицвот, удовольствие от общения с Всевышним, от того, что он все делает как верующий в Б-га человек, – удовольствие от веры;
- если я не привожу в пример тему абсолютно от ребенка далекую, такую, что нет никакой, даже случайной, возможности, что он сможет себя с этой темой ассоциировать.
Переданная ребенку идея наказания должна, в конечном счете, звучать так: свобода выбора существует.
За ужасные поступки, очень-очень от тебя, такого хорошего, далекие, полагается ужасное наказание. Какое счастье, что мы стараемся выполнять волю Всевышнего, и с нами этого не случится!
И строить этот разговор необходимо исключительно на положительных ассоциациях и на положительных эмоциях, только на вещах, в которых ребенок чувствует себя хорошим, удачным, где он чувствует, что у него получилось, где он молодец, где он испытывает удовольствие и поэтому захочет такое поведение продолжать.
Необходимо очень аккуратно выбирать примеры грехов.
Дети в состоянии терзаться из-за каких-то крошечных вещей, мучиться чувством вины за маленькие проступки, но, в то же время, делать большие глупости, совершенно не понимая, что в их поступках есть какая- то проблема. Одна мама поведала, как ее дочь рассказала ей, что, наконец-то, научилась быть хорошей подругой. Она покупает своим подружкам много подарков и делает для них чудесные веселые вечеринки со сластями. Шокированная мама спросила, где же она на все это берет столько денег? И дочь отвечает ей: «Из твоего кошелька…».
Этой девочке мама рассказывала, как быть хорошей подругой. Например, не жалеть для подружки конфетку. Но при этом, она, очевидно, не объяснила, что брать на это деньги без разрешения из маминого кошелька нельзя. Видимо, это для мамы было так очевидно, что она не сочла нужным упомянуть об этом.Или, возможно, она об этом и говорила, но вот про подружек в данный момент для девочки было важно, а вот про мамин кошелек как-то не очень.
Поэтому необходимо очень аккуратно выбирать тему, чтобы рассказать ребенку о наказании.
Например, мы можем знать, что наш ребенок не убийца, вообще, достаточно далек от него. Он в своей жизни убийства не встречал, и вероятность, что он с ним столкнется не столь велика.И вот ребенок задает нам вопрос: «Зачем Всевышний сделал убийц?» Мы ему в доступных словах объясняем про свободу выбора, а потом говорим: «Это ужасно, когда человек делает такой выбор!» И вот тут можно рассказать про ад и про страдания души в нем. И душа будто чувствует адский огонь, и ей больно и страшно… И там она понимает, сколь зряшными и напрасными были эти преступления, как глупо и нелепо она потратила свою жизнь, но изменить уже не может ничего.
И сразу начинаем много и подробно говорить, как замечательно, что ты родился в такой семье, где тебе объяснили и научили, что убивать – это плохо, и тебе даже в голову такое не придет. И никто из нас такого не делает. И ты представляешь, как нужно быть благодарными Всевышнему за то, что мы находимся в таком месте и родились в семье, которая бесконечно далека от всего этого.
Когда мы встречаем в жизни сложные и тяжелые вещи и используем их, чтобы возвыситься в благодарности Всевышнему и в любви к Нему на новый уровень – это и есть третья ступень веры – йират шамаим, возвышенный трепет перед Небесами.
На самом деле, если говорить по-честному, чем мы это заслужили, что родились евреями?
Что мы для этого сделали особенного? Когда я стала соблюдать Тору и заповеди и все это узнала, у меня было ощущение чуда какого-то. Что я Ему сделала хорошего, что именно меня к Себе приблизил? Правда ведь, это такой повод для благодарности!?
Рав Якобзон рассказывает очень интересную историю. В одном литовском местечке жила бездетная семья. Причем и муж, и жена очень любили детей. Они занимались детьми всего местечка. Этот мужчина, как только у него выдавалось свободное время, приходил в школу, помогал учителю просто для того, чтобы помочь. Долгие годы.
На все праздники они покупали сласти, чтобы порадовать детей. Детская радость доставляла им огромное удовольствие. И что только эта пара ни предпринимала, чтобы иметь собственных детей – ничего у них не получалось. Но вот на восемнадцатом году супружеской жизни у них, наконец, родился мальчик!
В этом местечке был такой обычай. Папы мальчиков, которые пошли в этом году в хедер и начали учить Тору, в праздник Симхат Тора сажали своих сыновей на плечи и танцевали вместе с ними последний танец. Танцевали только они, а все остальные хлопали в ладоши. И этот мужчина много лет тоже вместе со всеми стоял и хлопал, и все смотрели на него с большим состраданием.
И вот, наконец, у него родился сын. Малыш подрос и пошел в хедер. И когда в Симхат Тора его папа посадил сына на плечи и вышел с ним танцевать, никто больше не вышел. Все просто стояли вокруг и хлопали. И он один танцевал с сыном и при этом держал его так, что все чувствовали, он испытывает одновременно огромное счастье и превеликую осторожность, страх уронить свою драгоценность! Надо ли говорить, что все присутствующие плакали. Рассказав эту историю, рав местечка произнес: «Я один раз в жизни удостоился видеть своими глазами, как выглядит трепет перед Всевышним!»
продолжение следует