Влияние окружения – Кто это “все”?

все

Часть вторая

Мимикрия – это самозащита ребенка

С другой стороны, рассмотрим ситуацию в религиозной среде.  Если в саду принято, что все мальчики носят носки определенного цвета, то не нужно надевать сыну носки другого цвета, говоря, что нам все равно, что о нас подумают, но мы сделаем по-своему. Если в школе девочек не носят определенную обувь, то не нужно покупать именно ее, чтобы доказать, что мы все равно будем ее носить.

Есть хедеры, где принято, чтобы мальчики ходили только с сумками, не с портфелями. А мы пошлем мальчика с портфелем, потому что «это то, что есть дома, я не побегу за новой сумкой только потому, что в хедере все так носят». Поступать так с собственным ребенком несправедливо по отношению к нему. Он не обязан «справляться» с этим, давление окружения – это очень сильное давление.

Один из моих сыновей, будучи в первой группе хедера (сад-хедер, 4,5 года), вдруг отказался от намазок в бутерброде – хочет просто хлеб. Каждое утро я спрашивала его: «Что тебе намазать? Это?»

–Нет.

– Это?

– Нет.

– А что?

– Ничего.

– Ты хочешь, чтобы мы купили что-то другое, чего у нас дома нет?

– Нет.

А я знала, что он не любит сухой хлеб, что он предпочитает намазки. Как-то раз он все-таки разговорился и рассказал мне, что другие дети считают намазку в бутерброде гадостью. И некоторое время он настолько боялся идти вразрез с мнением других, что ел сухой хлеб.

В начале зимы я купила ему новые перчатки и зонт, но он отказался их брать. После первого холодного дождливого дня сын вернулся и сказал: «Я хочу перчатки и зонт». Что изменилось? До этого не было дождя, и он думал, что не принято приносить перчатки и зонт, но в этот день из-за дождя все принесли перчатки и зонт – и он тоже захотел.

То есть главное – не то, что ему холодно, а то, что он как все.

Одна из моих дочерей, будучи в старших классах семинара, очень хотела краситься. Я не одобряла это: в мое время в таком возрасте (15-16 лет) еще не красились (я говорю о легком макияже). Я отказала, и дочь больше не спрашивала. Спустя какое-то время ко мне подошла ее младшая сестра, более смелая, и сказала: «Все девочки ее класса уже красятся, и только она ходит так». Оказалось, что все так и есть: все девочки используют макияж, и она очень стесняется, что только она – нет. Однако она молчала из-за стеснительности. Раз это теперь принято среди хороших семей, то и я разрешила.

Или другой пример: девочки начали ходить во «взрослых» колготках – бежевого или телесного цвета. Раньше это не было принято. А теперь такая мода. Так, действительно, одевается все больше девочек. Но не стоит быть первыми, кто привносит это в класс. Подождите, пока новое веяние укоренится, купите новую вещь не в первых рядах – так девочка не будет выделяться в классе. Она будет «как все». Когда это новая вещь, она притягивает глаз. Неважно, желтые это колготки, серые или зеленые – любой цвет кашерный (кроме красного), но не когда этот цвет выделяется на общем фоне.

Мы даже не представляем себе, что может вызвать отторжение в среде детей: обувь, очки, предметы одежды. Уже написано много правдивых рассказов о том, как дети насмехались над какими-то особенностями, странными вещами. Мама посылает ребенка в школу, а он возвращается помятый, хмурый. Она не знает, что в школе он является объектом насмешек. Стоит попытаться разговорить ребенка, чтобы узнать, что происходит в школе. Маленькие рассказывают легче, дети постарше могут долго молчать о происходящем, но нужно убеждать их, что мы готовы выслушать.

Кто это – “все”?

Не всегда, если ребенок говорит, что “все” так ходят, это действительно все. Однажды моя дочь вернулась из школы очень расстроенная и заявила, что «все ходят в бассейн». Когда я попыталась спросить ее о каждой из ее подружек, она отвечала: «Она – нет, но кроме нее все ходят». На деле выяснилось, что в бассейн ходит всего пара девочек. Это не значит, что ребенок врет. Просто для нее эти две девочки – это «все». Родители не должны сразу поддаваться на уговоры, нужно проверить, насколько это явление «захватило» класс. Но если ребенок остался один против насмешек, и это не принципиально важные вещи, то стоит пойти на уступки.

Кстати, выбирая кружок, нужно узнавать, какие дети записываются туда. Стоит позвонить ведущей кружка и спросить, как она оценивает уровень религиозности и уровень открытости детей. Дети делятся на кружке тем, что увидели и прочитали, и мы вовсе не уверены, что хотели бы, чтобы наш ребенок знал эти вещи. Мы можем даже не узнать, что ребенок услышал что-то лишнее, увидел что-то недозволенное дома. Особенно нужно обратить внимание на кружок плавания.

Если дети очень настаивают на чем-то нелогичном, то я обязательно проверяю, действительно ли это происходит в классе, возможно, это давление окружения. Если это что-то плохое, то неважно, что так делают все одноклассницы – этого не будет. Если эти вещи касаются основ, важных мне принципов, то я буду убеждать ребенка быть сильным и не поддаваться.

Известно, что есть кардинальное отличие кашерных рыб от некашерных: кашерные рыбы умеют плыть против течения. Некашерные рыбы плывут только по течению.

Когда ребенок встречается с дурными вещами, он должен уметь плыть против течения.

По поводу поведения нужно учесть, что это что-то внутреннее, здесь важно объяснить ребенку, что можно отличаться. Моя дочь рассказала, что новую учительницу, которая заменяет постоянную, никто не слушает. Все девочки поют на уроке, мешают и не слушаются. Почему же учительница не советуется с директором? Потому что она знает, что ее сразу снимут и заменят. Поэтому все так и продолжалось. Я сказала дочери, что, даже если все будут вести себя плохо, она не должна быть вместе со всеми в этом случае. Плохое поведение – в этом нельзя поступать как все.

Стандарт задан

Есть вещи, которые приняты в определенном месте, и, даже если они нам не нравятся, но это не что-то плохое по сути, стоит согласиться и принять это. Есть ешивы, где принята высокая планка в одежде. Юноши покупают дорогие вещи, часто семья не может выдержать такие расходы. Но если уже родители поместили сына в такую ешиву (конечно, предварительно нужно выяснять, куда вы отдаете ребенка), то нельзя после сказать: «Ты поступаешь сюда, потому что это хорошее и подходящее тебе место, но ты не просишь у нас никаких дорогих рубашек и костюмов. Мы закупаемся раз в сезон и не самое-самое, а то, что по карману». Если мы отдаем туда ребенка, следует принять в расчет все соображения, чтобы ребенку было комфортно – в том числе одежду.

Хотя мы знаем, что бывали исключительные случаи, когда дети справлялись, и успешно, с внешними условиями, которые не совсем подходили семье, но в общем случае нужно выяснять и подбирать ребенку такое учебное заведение, стиль которого не противоречит принятому в доме. [Прим. ред. Однако если дети выбирают в целом хорошую ешиву (девочки – семинар), то, даже если это не совсем соответствует обычаям дома – нельзя с этим воевать!]

Каждый ребенок имеет свои качества, по которым можно выбрать ему учебное заведение.

Одной дочке подходит семинар с более глубоким изучением предметов, другой – с более духовным содержанием, более закрытый, третьей – более маленький, с небольшими классами и большим вниманием учительниц. Нужно смотреть по характеру. Хотя известен такой феномен, что если одна дочь пошла в определенный семинар, то, скорее всего, остальные тоже пойдут туда. У мальчиков обычно каждый поступает в ту ешиву, которая подходит ему.

У меня перед глазами пример одной женщины с курса по «обучению родителей». Эта женщина сказала, что она никогда не простит своей маме то, что она отдала ее учиться в гурский (направление хасидизма) семинар. Моя соседка, которая проводила этот курс, как раз была гурской хасидкой и обиделась: «Что такого плохого в Гур?» Та женщина ответила, что ничего плохого нет, просто ее семья не была семьей гурских хасидов, а отдали ее туда, очевидно, потому, что этот семинар был близко к дому. Девочка оказалась неподготовленной к другим социальным кодам. И это не только одежда. Когда все одноклассницы говорили о свадьбе в семье ребе, о тишах, о каких-то свойственных только гурским хасидам вещах – эта девочка не могла участвовать в беседе. Она чувствовала себя все время чужой. И она по сей день считает, что ее мама совершила страшную ошибку.

Свой путь развития

Родителям необходимо принять мнение Хазон Иша и смотреть, не ведет ли себя ребенок странно. Бывает, что мальчик решил вести себя особенно «праведно», брать на себя какие-то линии поведения, которые выглядят странно у юношей нашего времени (возможно, он выучил это у великих адморов, у больших праведников, которые пришли к этому за многие годы изучения Торы и работы над собой), которые не подходят ему по возрасту. Остальные дети считают, что он странный, и позже он действительно становится «странным». Нужно быть осторожными в этом.

Человек должен уметь развивать свою личность, свое «я», не выделяясь на общем фоне.

В книге Малахи (3:18) написано: «И снова различать будете между праведником и грешником, между служащим Б-гу и не служащим Ему». Гмара объясняет этот стих на примере того, как отличается человек, выучивший урок 100 раз от того, кто выучил его 101 раз. Рав Вольбе говорит об этом: неужели тот, кто выучил урок 100 раз не служит Б-гу? Только тот, кто учил 101 раз? Рав отвечает, что в те времена все учили наизусть, и было принято повторять именно 100 раз. Но тот, кто повторял еще один раз, прикладывал немного больше усилий, чем все остальные – про него сказано, что он «служит Б-гу». Отсюда мы делаем вывод, что приложить силы, вдуматься, не учиться как все, ровно 100 раз как принято, но повторить еще один раз – в этом разница «между служащим Б-гу и не служащим Ему». Это показывает нам, что важно проявлять себя именно в том, какие заповеди мы можем выполнить уникальным образом – более вдумчиво, с нужным настроем. Как именно мы можем углубиться в изучение Торы – с нашими уникальными силами, с нашим уникальным разумом.

Каждый должен всмотреться в себя, в свои внутренние силы, которые Всевышний дал именно ему для его цели.

Когда приходят утешать скорбящих, принято говорить: «Всевышний утешит вас среди других скорбящих о Ционе и Иерусалиме». Почему Всевышний? Ведь это мы пришли утешать их? Потому что нет ни одного человека, которого можно заменить другим. Каждый абсолютно неповторим. Нельзя сказать: он был равом, так ведь осталось еще много равов. Она была домохозяйкой – в мире еще много домохозяек. Мир теряет кого-то, кому нет замены. Единственный, кто может утешить скорбящих – это Сам Всевышний. Только Он может заполнить место этого человека в мире и вернуть его, когда будет оживление мертвых.

Человек должен знать, что его место в мире уникально, что никто не может вместо него выполнить его миссию.

Использовать силы, данные нам Всевышним для нашей задачи в этом мире – это и есть то, чем мы можем выделиться из среды. Не во внешнем – все люди и так разные – а именно во внутреннем. Можно провести всю жизнь, поступая как остальные: молясь как другие, учась как все. А можно встать утром и решить: я буду сегодня собой, буду выполнять заповеди так, как могу только я. Требуется много размышлений о том, как правильно применять силы, данные нам Творцом. Это касается как нас, так и наших детей. Нужно объяснить ребенку, что раз он появился на свет, то у него точно есть некие особенности, которые он должен развивать и которые необходимы в этом мире – иначе его бы не было.

Подготовила — г-жа Зисси Скаржинская