Посылки – Памяти рабанит Рахель Ганс

посылки
Это рассказ-эспед о рабанит Рахель Ганс, покойной жене гаона рава Исраэля Ганса, шлита, одного из глав ешивы «Коль Тора», рава района Маттерсдорф в Иерусалиме.

Я не знаю, где начать и где закончить. Рассказывать о моей свекрови можно бесконечно – о ее добрых делах, о ее преданности семье и мужу, о ее внутреннем мире… Я чувствую утрату, словно ушла моя мама. Я и звала ее при жизни «мама». Это большая потеря для всего народа Израиля. К ней обращались столько женщин по разным вопросам! Непонятно, кто сможет принимать их всех теперь. Она всю жизнь скрывала масштабы своей деятельности. Ее старшая дочь во время дней шива (7 дней траура) сказала: «Насколько уж я знала маму, но теперь, когда приходят все эти люди и рассказывают о ней, я не могу поверить, что она все это успевала. Я вижу, что на самом деле я ее не знала».

Она была такой естественной в обращении, со всеми разговаривала просто. Когда к ней приходили люди, то смущались ровно до двери – внутри дома не было ощущения: вот, вы говорите с великой рабанит.

Рав Йонатан Айбешиц в своей книге «Яарот Дваш» (2:7) написал, что, когда умирает великий человек, его хорошие качества и заповеди, которые он обычно исполнял, остаются эфкер (бесхозными; имеются в виду его особенные духовные качества и цельность в исполнении заповедей – прим. ред.) Другие могут прийти и принять эти качества, поскольку после тяжелой работы, которую великий человек при жизни проделал над собой для достижения этих качеств, теперь их гораздо легче добиться. И то же относится к заповедям, и даже правильно было бы принять их на себя другим людям, чтобы они не оставались бесхозными и неисполненными. Поэтому, если у нас получится почерпнуть, разделить на всех что-то из того, что делала моя свекровь – это будет прекрасно.

Когда мой муж пришел в дом родителей после случившегося (до этого был только свекор), он застал там следователя из полиции. По государственным законам, когда человек умирает дома внезапно, требуется расследование, не было ли применено к нему насилие. Свекор сказал: «Мы были вместе 54 года. Все эти годы были словно тот день, когда мы вошли под хупу». И я свидетель, что так оно и было.

«Посылки»

Моя свекровь всегда говорила, что она «собирает посылки». Она говорила это в шутку о тех заповедях, которые она приготовила для отправки в будущий мир. Рабейну Бахйе в книге «Ховот а-Левавот» (3:9) приводит притчу о некоем городе в Индии, где местные жители каждый год выбирали нового царя из чужаков, которые ничего о них не знали. Через год они снимали его и выгоняли из города без ничего. Так получалось, что чужестранцы, будучи царями, вкладывали в город, строили дворцы, привозили туда все свои деньги и свою семью, а через год их выгоняли ни с чем, и они очень скорбели и сокрушались, что потратили все, и вне города у них ничего не осталось.

Один человек, которого назначили царем, оказался умным и прозорливым. Он выбрал одного из местных жителей, приблизил его к себе и осыпал милостями, а потом стал выяснять, каковы местные обычаи. Когда он все узнал, то не стал делать подобно предыдущим. При любой возможности он стал высылать самые дорогие вещи из города наружу в посылках и все время помнил, что он не навсегда поставлен царем. Когда закончился год, они выгнали его, и он переехал в другое место – туда, куда высылал свои посылки. И там смог безбедно прожить на отложенные средства.

Наша жизнь подобна этому. Как написано в Теилим (90:10): «Дни лет наших – семьдесят лет, а если сильны – восемьдесят лет, и величие их – суета и ложь, ибо быстро улетучиваются они». Вся наша жизнь – это подготовка к Будущему миру. Моя свекровь была достаточно прозорливой, чтобы «высылать посылки» из города, как она называла исполненные в этом мире заповеди, чтобы обеспечить себе жизнь вне города. Вся ее жизнь была подготовкой к Будущему миру.

Но если мы подумаем, что она была отчужденной, аскетичной, не радовалась ничему, то это не так. Осознание того, что она все время готовится, только обогащало ее, придавало ее глазам блеск, она пребывала в душевном спокойствии. Тот, кто ее знал, засвидетельствует, что у нее всегда была улыбка на устах и доброе слово для каждого.

 продолжение следует

Подготовила г-жа Зисси Скаржинская