Взгляд на жизнь моей матери рабанит Батшевы Эстер Каневски (благословенной памяти), жены одного из руководителей нашего поколения гаона рава Хаима Каневского (да продлит Всевышний его годы!), на фоне истории предыдущих поколений
Прямо на похороны…
Задолго до смерти бабушке приснился страшный сон, который очень ее обеспокоил, и она попросила мужа сходить с ней к автору книги «Лешем». О чем они говорили, осталось неизвестным, но после этого разговора она написала своему сыну, раву Хаиму Яакову, что ей приснилось, что воскрешение из мертвых произойдет в 5712 (1952) году. По-видимому, она таким образом намекала, что во сне узнала дату своей смерти. Спустя несколько десятков лет, в адаре 5712 года этот сон подтвердился…
Папа с мамой поженились в кислеве того же года, за несколько месяцев до бабушкиной смерти. Они поселились в Бней-Браке. Телефоны в то время были редкостью. И связь моей мамы с ее родителями осуществлялась исключительно посредством писем. Отрыв от семьи, жившей в Иерусалиме, был для мамы невероятно тяжелым испытанием, она очень сильно скучала.
Однажды тоска по дому настолько овладела ей, что она уже не могла ей противостоять. Закончив рабочий день (она работала бухгалтером в Тель-Авиве у рава Нахума Йоэля Альперина), она отправилась в Иерусалим, планируя вернуться в Бней-Брак еще до того, как будет замечено ее отсутствие. Выяснилось, что в тот день ею руководили Свыше… Прибыв в Иерусалим, мама увидела большую толпу. Это были похороны бабушки Ханы…
Когда бабушка Хана умерла, для дедушки рава Арье мир погрузился в темноту. Он очень долго горевал о ней.
Однажды он возвращался домой на такси. Водитель обратился к нему с вопросом, где находится его дом, но рав Арье молчал. Через какое-то время водитель снова спросил, куда надо ехать, и рав Арье назвал свой адрес.
Когда они вышли из машины, спутник рава Арье поинтересовался, почему он не ответил сразу, и тот объяснил: «С тех пор, как умерла моя жена, дома моего больше не существует. Ведь сказали наши мудрецы, благословенной памяти: “дом его – жена его”. Лишь когда водитель спросил, куда я хочу приехать, я смог ему ответить…»
Не только семья бабушки Ханы скорбела о ней, но и все те, кому она помогала, кого поддерживала в трудную минуту. Моя тетя вспоминает, как главная медсестра в больнице «Бикур Холим» чуть не обезумела от горя. «Моя мама умерла! Как же я буду без мамы?!» – рыдала она…
продолжение следует
перевод: г-жа Хана Берман
Мы выражаем благодарность за право публикации отрывков из книги