Мамин дом – Великая в своем уповании

мамин дом
Взгляд на жизнь моей матери рабанит Батшевы Эстер Каневски (благословенной памяти), жены одного из руководителей нашего поколения гаона рава Хаима Каневского (да продлит Всевышний его годы!), на фоне истории предыдущих поколений

Милосердие бабушки Ханы спасло жизнь ее дочери, рабанит Эльяшив. Вот как это было.

Однажды бабушка Хана выскочила в ближайший магазин, оставив дома маленькую Хаю (будущую рабанит Эльяшив), спящую в своей кроватке. По дороге в магазин ей попался странный прохожий, который попросил дать ему воды. Бабушка уже почти дошла до магазина, поэтому она попросила прохожего подождать, пока она сделает необходимые покупки, вернется домой и вынесет ему стакан воды. Но тот взмолился: «Пожалуйста, принеси мне воды сейчас, я умираю от жажды!» Бабушка сжалилась над несчастным и пошла обратно домой.

Зайдя в комнату, она вскрикнула от ужаса. Малышка лежала в тазу с водой, который стоял рядом с ее кроваткой…

Скорей вытащив ее, чуть не захлебнувшуюся, из воды, бабушка вспомнила про умирающего от жажды прохожего и поспешила к нему. Но его уже нигде не было. Он выполнил свою миссию и исчез…

Когда об этом услышал рав Цви Песах Франк, он сказал: «Безусловно, Свыше предназначено, что эта девочка будет женой великого мудреца поколения, раз с Небес было предпринято столько усилий для ее спасения…»

Заботясь о нищих и обездоленных, бабушка Хана собирала вокруг себя несчастных оголодавших детей, которых в Иерусалиме, особенно во время Первой мировой войны, было предостаточно. Она заботилась о них, как мама.

Дом бабушки Ханы был открыт для всех. Порой у нее жили подолгу не только отдельные бедняки, но и целые семьи.

Одна старушка торговала хлебом недалеко от дома бабушки Ханы, и бабушка каждый день покупала у нее огромную буханку. Ей было нужно намного меньше, но она не решалась в этом признаться. То, что оставалось, она складывала в специальную коробочку…

Дело в том, что окрестные кошки тоже обратили внимание на милосердие бабушки Ханы. Мама рассказывала, что они собирались под дверью и жалобно мяукали, пока бабушка не выносила им хлебные крошки с молоком.

Бобэ Хана славилась исключительным терпением. Вот что написал об этом рав Арье: «Ее терпение невозможно описать. За всю свою жизнь она ни разу не рассердилась! И тени недовольства никогда не было на ее лице».

Про ее терпение рассказывает и моя тетя, рабанит Исраэльзон: «Когда бабушка Хана была уже при смерти и лежала в больнице “Бикур Холим”, она была так слаба, что даже глаза ее закрывались сами собой, и я, навещая ее, поднимала ей веки и придерживала их, чтобы они не опустились обратно. Невзирая на эту слабость и на страдания, которые она испытывала, она интересовалась делами всех, кто приходил ее навестить, подолгу беседовала с ними, как будто была абсолютно здорова»

Великая в своем уповании на Всевышнего

Рав Арье не переставал говорить о величии бабушки Ханы, об ее исключительных милосердии и благотворительности, о вере и страхе перед Всевышним. Он утверждал, что в уповании на Всевышнего она намного превосходила его самого, и подтверждал это следующим примером:

Во время Первой мировой войны их семья очень страдала от голода. Даже в Шаббат было нечего есть, и в пятницу бабушка Хана зачастую ставила на огонь пустые кастрюли, чтобы соседки не обратили внимания, что ей нечего готовить на Шаббат…

Однажды рав Арье обратился к одному еврею, известному тем, что дает взаймы, с просьбой одолжить ему деньги, но тот отказал ему, сказав: «Другим я одалживаю, потому что опасаюсь их гнева. Но насчет тебя я не беспокоюсь. Ты же не будешь на меня сердиться…»

Рава Арье сломило то, что он не в состоянии прокормить свою семью, и он, придя домой, разрыдался.

Но бабушка Хана не упала духом, стараясь поддержать рава Арье, она стала говорить с ним о вере во Всевышнего и об уповании на Него.

И в этот момент в дверь постучал почтальон, принесший письмо из Америки. Распечатав конверт, удивленные супруги обнаружили там чек на крупную сумму. К чеку прилагалась записка, объяснявшая, что он выслан наследниками некоего богатого еврея, который несколько лет назад был в Израиле, познакомился с равом Арье, и был настолько очарован им, что завещал в годовщину своей смерти выслать семье рава Арье определенную сумму денег…

Упование бабушки Ханы сыграло свою роль – чек оказался как нельзя кстати!

продолжение следует

перевод: г-жа Хана Берман

Мы выражаем благодарность за право публикации отрывков из книги