Кто такая Гликель фон Гаммельн? Обыкновенная еврейская женщина – то есть, настоящая героиня.
Причем не вымышленная, все то, что мы о ней узнаем, – не фантазии писательского гения, а собственные ее свидетельства – мемуары, и частично – дневник. На его страницах мы знакомимся с хорошо образованной женщиной, незаурядной личностью, талантливое перо которой описало нам целую эпоху – конец ХVII – начало ХVIII века – в жизни германских евреев. Между тем она пронзительно женственна, и сквозь горячо эмоциональное повествование проступает нежность и хрупкость Гликель или Гликль (Гликеле, Гликлихен) или Глюкель, Глюкхен – на немецкий лад.
Она берется за дневник в тяжелое, горькое для себя время, когда, внезапно потеряв любимого и любящего мужа, преданного друга и опору семьи, сорока четырех лет от роду остается одна с восемью детьми (четверо старших уже пристроены)… Что делать?!
И то, что делает Гликель, какой она выбирает путь и с какими достоинством и выдержкой следует ему, дает все основания утверждать: да, она настоящая героиня.
На чем зиждется ее обыкновенный героизм? На любви, ибо всю жизнь ее сердце было полно любовью: нежной и преданной – к близким, стоической – к жизни. На вере, ибо вера в милосердие и справедливость Творца всегда укрепляла ее в дни испытаний. На преданности, ибо она была преданной женой и интересы мужа были ее интересами, а его дела – ее делами; преданной матерью, ведь только ради детей отважилась она продолжать торговые дела мужа, крупного купца-ювелира, да так, что ее общественная и деловая активность распространились не только на Германию, но и Францию, Данию, Голландию, Австрию и Польшу; и, наконец, преданной дочерью, глубоко почитающей своих родителей, и преданной еврейкой – преданной традициям и интересам своего народа.
Гликель обладала незаурядной волей – никогда она не роптала, а взявшись за дело, терпеливо вела его к успеху. Таким же сильным было и ее благочестие – всю свою жизнь она строила на заповедях Торы и при всей драматичности судьбы в них не разочаровалась, а завещала детям. Собственно, именно им и адресуются ее «книжки» – как скромно назвала она свой труд.
Страницы воспоминаний Гликель свидетельствуют, насколько нравственные качества и образ жизни родителей сказываются на детях, – свидетельствуют очень убедительно, на примере трех поколений!
Итак, Гликель фон Гаммельн можно было бы назвать “типичной еврейской женщиной своего времени”, ну, а если искать название в нашей традиции, самым точным, пожалуй, будет “Эшет хаиль”.
Как ни высоко было положение Гликель фон Гаммельн, (а дети ее, в результате ее труда и самоотверженности, породнились с лучшими еврейскими семьями Европы), на страницах ее мемуаров мы встречам безусловно скромную во всех отношениях женщину. Писала она их исключительно для себя и для детей, но сын Гликель, байерсдорфский раввин Моше Гаммельн, велел снять копию с рукописи матери, и в качестве наследства она переходила из рода в род. Потомки хранили ее как сокровище.
Впервые мемуары, написанные Гликель на старом идише, были изданы на немецком языке в 1896 году писателем Кауфманом, известным главным образом своими работами о Генрихе Гейне, одном из потомков Гликель. С тех пор они неоднократно издавались и обрели в мире заслуженную известность.