Глава первая шестой книги – О перемене в моей жизни

Гликель фон Гаммельн

Книжка шестая

Глава I

В шестой книжке я расскажу о перемене в моей жизни, которой я старалась избежать целых 14 лет!

За это время мне не раз сватали женихов, в том числе и самых завидных во всей Германии. Но пока я была в состоянии справляться сама благодаря средствам, оставленным моим добрым мужем, мысль о новом браке ни разу не приходила мне в голову.

Без сомнения, Всевышний видел мои грехи и потому не посылал мудрой мысли выйти замуж, когда предлагали браки, способные сделать счастливыми моих детей и мне обеспечить спокойную старость, и я не знала бы тревог и забот, которыми обременена сейчас. По моим грехам наказал меня Всевышний, когда допустил, чтобы я решилась на брак, о котором сейчас вам расскажу.

И все же я благодарна Создателю, что, наказывая меня, Он проявил больше милосердия, чем я, недостойная, заслуживаю, и научил меня терпеливо сносить все огорчения.

Знаю, мне следовало бы выразить благодарность Г-споду постом и другими покаянными делами, но множество забот и то, то живу я в чужой стране, до сих пор не давали мне возможности поступить, как следовало бы. Знаю, это не оправдывает меня перед судом Б-жьим. Поэтому пишу эти строки дрожащими руками, обливаясь горючими, горькими слезами, ибо мы должны служить Г-споду всем сердцем и всеми своими силами. Не пристало нам, грешным, щадить свое тело и беречь мирские богатства: следует все отдать для служения Г-споду, и все наши попытки оправдаться – пустое себялюбие!

Молю Всемогущего Г-спода по великому милосердию Своему укрепить меня, дабы все мои мысли были направлены на то, чтобы верно служить Ему и не предстать перед Ним в конце концов в замаранных грехом одеждах, ибо сказано: «Покайся за день до смерти!».

Но человек не знает, когда умрет, поэтому пусть кается, пока жив, ежедневно и ежечасно.

Так следовало и мне поступать, и я имела полную возможность так делать. Но я оправдывала себя глупой мыслью, что сначала переженю и выдам замуж своих сироток, а затем уж совершу паломничество в Святую Землю. Я вполне могла бы отправиться в путь, в особенности после того как состоялось обручение моего сына Мойше и оставалось только пристроить младшую дочь Мирьям. Да, мне, грешнице, следовало выдать замуж Мирьям, и, не помышляя о втором браке, поступить, как подобает хорошей благочестивой еврейке: оставив мирскую суету, с горсткой того, что у меня осталось, поехать в землю наших отцов.

Там я могла жить, как подобает хорошей еврейке, и заботы и горести детей моих и все другие суетные мирские дела не тревожили бы меня; там я могла бы служить Б-гу всем сердцем и всей своей душой. Но по грехам моим Г-сподь навел меня на другие мысли, сочтя недостойной святой жизни.