Глава первая четвертой книги – Как еврею избежать смертной казни

Гликель фон Гаммельн

Книжка четвертая

Глава I

Тем временем подросла дочь моя Хана. Это был очаровательный ребенок. Позднее я, возможно, расскажу о ней подробней.

Примерно в те дни корабль, плывший из Ост-Индии с грузом неограненных алмазов, попал в руки Короля Датского и был приведен в Глюксштадт. У членов команды карманы были набиты драгоценными камнями, и евреи торопились поскорее скупить их по дешевке.

Двум евреям стало известно, что добрая часть драгоценных камней попала в руки некоего бюргера из Норвегии (по-моему, он был булочник). Негодяи задумали ограбить его и отправились за ним вслед. Наведя справки, они быстро выяснили, где проживает бюргер, завязали с ним знакомство и напросились ночевать. Очень быстро вычислив, где он прячет свои сокровища, ночью они изъяли алмазы из тайника, а на рассвете покинули дом, наняли на берегу шлюпку и уже считали, что счастливо завершили авантюру.

Но Всемогущий Г-сподь решил иначе.

Проснувшись поутру, бюргер поинтересовался у слуги, что поделывают его гости. Тот отвечал: уехали чуть рассвело. Бюргер, естественно, денно и нощно только и думавший о сокровищах, кинулся к заветному сундуку и обнаружил, что там пусто! Он сразу же заподозрил гостей в подлой краже. Бросившись в порт, он стал спрашивать, не видел ли кто-нибудь двух евреев, нанявших шлюпку и вышедших в море. Да, сказали ему, шкипер такой-то час назад вышел с пассажирами в море. Не теряя времени, бюргер нанял лодку с четырьмя гребцами и пустился в преследование. Вскоре показался ялик с двумя ворами. Заметив преследование, они побросали все драгоценности в море. Бюргер вскорости нагнал их и невзирая на протесты заставил вернуться на берег. «Что вы делаете? Побойтесь Б-га, что вы делаете? – кричали они. – Мы – честные люди, и у нас не найдут ничего, что принадлежало бы вам, а мы, будьте уверены, сумеем отомстить за это оскорбление». Они полагали, что поскольку сокровища теперь на морском дне, ложь их не откроется.

Однако сказано в десяти заповедях: «Не укради».

Поэтому Г-сподь, да благословенно Имя Его, не помог им. В порту евреев раздели и обыскали, но они продолжали утверждать, что непричастны к краже. Тогда их подвергли пытке и пытали до тех пор, пока они не сознались, что сделали и как.

Они все еще думали, что если их обыщут и ничего не найдут, то удастся выпутаться. Но, как я уже сказала, Б-г того не хотел. Обоих приговорили к повешению.

Один из воров, чтобы избежать смертной казни, немедленно принял христианство.

Другой всегда был верующим. Сын благочестивых родителей, он происходил из Вендсбека. Не захотев становиться вероотступником, этот еврей предпочел смерть. Думаю, на преступление его соблазнил товарищ, человек, о котором за всю его жизнь никто не сказал хорошего слова. Тогда и был предопределен его злосчастный конец. Ради семьи его я не стану называть этого имени, в Гамбурге всем прекрасно известного из-за случившегося. Несомненно, Б-г принял его жизнь как жертву, призванную прославить имя Г-сподне, – ведь он мог остаться в живых, последовав примеру товарища. Вместо этого он послушался заповеди «Люби Б-га Всесильного всем сердцем твоим и всей душой» и смертью своей, должно быть, искупил совершенный грех.

Из этого следует: нельзя допускать, чтобы любовь к мирским благам сбивала нас с пути истинного.

Ибо недостаточно служить Г-споду всей душой, надо любить Б-га всем существом, а это означает: все, чем владеешь, отдай Г-споду…