Незабвенной Хенни Махлис не стало 16 октября 2015 года, 3 Хешвана 5775, благословенна память праведницы. Эта статья была написана незадолго до ее смерти:
Иногда Хенни сама была удивлена тому влиянию, которое оказывает ее дом. В один Рош аШана, у них было всего(!) 30 гостей, включая молодую пару, которая приехала в Израиль провести медовый месяц. Невестой была американская еврейка-реформистка, а ее жених – немец. Пара говорила очень мало и показалась “довольно холодной”.
Через года два, Махлисы получили письмо, начинающееся словами “Вы, наверное, нас не помните…” (Поскольку гостей было совсем немного, Хенни запомнила их хорошо). Когда мы покинули ваш дом, мы сказали: “Такой вот дом мы хотим создать – свет и тепло, и дети”. Я никогда не подозревала, что быть еврейкой – это что-то большее, чем то, как я выросла. Мы стали изучать Тору. Затем стали соблюдать шаббат, затем кашрут, затем я стала ходить в микву. Мы хотели сообщить вам, что на следующей неделе мой муж проходит ортодоксальный гиюр”.
Воплощая свои идеалы
Оба, Мордехай и Хенни, были рождены и выросли в Бруклине. У обоих отцы – ортодоксальные раввины. Мордехай родился в 1952, имеет раввинскую смиху, степень магистра по еврейской истории, и близок к завершению докторской по Талмуду в Бар Иланском университете. Мордехай – горячо любимый учитель и ребе в ешиве для мужчин и также преподает еврейские дисциплины в Бар Илане.
Хенни родилась в 1958 году, получила степень бакалавра по педагогике плюс специализацию по еврейской традиции от Ешива Юниверсити, и еще она выучилась на диетолога в Бруклинском колледже. Она вела уроки по еврейской традиции для взрослых. После рождения шестого ребенка, она стала мамой и домохозяйкой на 100 % времени.
Пара встретилась в 1979 в Нью Йорке.
Вскоре после того, как они познакомились, стало понятно, что, как говорила Хенни, “мы оба хотели поделиться любовью, и радостью, и красотой иудаизма, и поделиться шаббатом со всеми”.
Молодая пара не теряла времени в воплощении своих идеалов. В первые три месяца после свадьбы они сняли трехкомнатную квартиру, чтобы иметь место для ночлега бездомных. В самый первый их шаббат, Мордехай привел к своей 21-летней жене не совсем психически нормальную пару, чтобы ночевать и есть у них в шаббат. Эта пара стала регулярными гостями у молодоженов в период, пока они жили в Бруклине. Через три месяца Махлисы реализовали свою драгоценную мечту. Они переехали в святой город Иерусалим.
Шаббатнее гостеприимство началось в течение первого года на Святой земле. Мордехай молился с утра в шаббат у Котеля. Проходя через арабский рынок, по пути домой, 27-летний Мордехай познакомился с американской туристкой-еврейкой средних лет. Он пригласил ее на шаббатнюю трапезу к себе домой. ” Я была бы рада”, сказала она, – “но я тут с парочкой друзей”.
“Возьмите их с собой”, – предложил Мордехай тепло,- “еды всем хватит”.
Когда Мордехай пришел домой, с ним было 40 женщин из Хадассы (больница). Хенни осторожно нарезала гефилте фиш на кусочки толщиной с бумагу.
Восхищенная гостеприимством 22-летней Хенни, женщина средних лет не уставала повторять: “Вы напоминаете мне мою бабушку”…
В другой шабат Мордехай и Хенни возвращались от Котеля. На рынке они встретили врача из Голландии, который посещал конференцию о лазерах. Они пригласили его домой на трапезу. После того как Мордехай сделал кидуш, он передавал маленькие рюмки с виноградным соком всем гостям. Руки голландского доктора тряслись так сильно, что он не мог держать свой бокал. Наконец, он эмоционально произнес: “Это мой первый еврейский жизненный опыт. Оба мои родителя евреи и пережили Холокост. Они не впускали в дом ничего, связанного с иудаизмом. Даже когда у меня родился сын, они настояли на том, чтобы ему не делали обрезание. Когда я вернусь в Голландию, то начну изучать свои еврейские корни”.
В течение 2-3 первых лет семейной жизни Махлисы принимали около 20-30 гостей на каждую шаббатнюю трапезу.
Затем “количество гостей просто продолжило расти. Мы купили еще один стол и заполнили его. С тех пор мы продолжаем добавлять столы.”
Девяносто человек помещается в уставленной книгами гостиной Махлисов. Два дивана и фальшивый восточный ковер на полу – единственная мебель в течение недели, которая убирается оттуда на шаббат. Избыток гостей садится на застекленной террасе. Если и это не помогает, что часто бывает в зависимости от сезона, то гости садятся на маленькой кухне или Махлисы расставляют столы в саду перед квартирой. Хенни мечтала расширить гостиную, чтобы все могли сидеть в удобстве…
Продолжение следует
перевод: г-жа А. Краймер