Ботинки на лобовом стекле
Гостеприимство Махлисов не ограничивалось шаббатом. Редкими были дни, когда нуждающиеся не спали на дополнительных махлисовских кроватях, или на их 2-х диванах, или на ковре в гостиной. Каждую ночь один, два, три человека, слишком пьяные или сумасшедшие, чтобы находиться внутри дома, спали в миниване Махлисов.
С утра Мордехай, идя на работу, всегда мог сказать, сколько у него было “миниванных гостей”, посчитав количество пар ботинок за лобовым стеклом.
Однажды русский эмигрант, мягко выражаясь, не совсем трезвый, пришел на дневную трапезу в шаббат. Когда все гости разошлось, его обнаружили на полу под столом. Он проснулся, его вырвало, и его пригласили перелечь на диван. Где он и провел последующие несколько месяцев, за которые перестал пить. Когда у него было похмелье, Хенни разволновалась и вызвала специалистов, чтоб убедиться, что это неопасно. В итоге, Махлисы нашли ему работу и квартиру.
Простодушие Мордехая и Хенни, не осуждающее принятие других делало их “магнитом” для несчастных людей.
Однажды к ним пришел один американец, растрепанный и эмоционально расшатанный. Он рассказал им, что у него нет денег, жилья и еды. Как обычно, они пригласили его пожить у них. Тогда он рассказал им историю, в которую было трудно поверить. Он утверждал, что он адвокат, окончивший престижную юридическую высшую школу, что его преследовали в Америке люди, которые имели на него зуб из-за его юридической практики. Он сказал, что бежал в Израиль пару дней назад, но у него большой дом в Нью-Джерси, наполненный большим количеством ценностей.
Поскольку он был эмоционально нестабилен, то другие могли бы приписать его рассказы диким фантазиям. Хенни и Мордехай отнеслись к нему серьезно. Они попросили друзей в Америке проверить эту информацию.
Все оказалось правдой, включая дом в Нью Джерси. Друзья, получившие доверенность от адвоката, за пару месяцев продали дом, упаковали все вещи и послали их владельцу в Израиль. Сегодня адвокат успешно работает в Израиле. Он счастливо женат и у него большая квартира в Иерусалиме.
В течение недели, разные малообеспеченные люди постоянно спрашивали разрешения забрать какие-нибудь продуктовые запасы с полки себе. Ответ был всегда один – “да”. Большое количество баночек с туной и консервированными овощами “растворялись” таким образом.
Кроме 14 детей Махлисов, у них есть еще и духовные наследники – пары, познакомившиеся у них дома, или люди, которые стали религиозными, вдохновленные примером Махлисов. Эти люди, когда у них не было денег на еду или съем жилья, обращались к… К своим “духовным родителям”, Раву и Ребецин Махлис, разумеется!
Кто платит?
Огромные шабатние застолья стоят примерно 2000-3000 долларов в неделю. Откуда же берутся деньги?
Махлисы живут очень скромно, и в течение многих лет им удавалось занимать деньги на финансирование своего шаббатнего проекта. В последние годы, однако, они перенесли финансовые неурядицы, которые могут поставить под сомнение будущее этого проекта. Квартира уже была заложена, а деньги из благотворительных фондов не поступают, и Махлисы надеются на то, что им смогут помочь частные жертвователи.
Перспектива бросить проект, который кормит так много людей одновременно, в то время как все больше израильтян в этом нуждаются, всегда наполняла сердце Хенни страхом. Куда пойдут сироты, вдовы, сумасшедшие и бездомные, которые стали завсегдатаями за махлисовским столом?
Незабвенной Хенни Махлис не стало 16 октября 2015 года, 3 Хешвана 5775, благословенна память праведницы.
Семья (муж и дети) продолжает благородное дело приема гостей и нуждающихся на шаббат… Вы можете посетить их англоязычный сайт www.machlis.org, чтобы узнать больше подробностей.
Пусть свет шаббата Махлисов никогда не погаснет!
перевод: г-жа А. Краймер