Первый Шаббат, в который мы начинаем новый годовой цикл изучения Торы – Шаббат Берейшит – имеет особую духовную силу, силу нового начала.
Точно так же, как начало года – период Высоких праздников – закладывает основу для всего, что произойдет с нами в будущем году и для того, как именно реализуются наши планы и устремления, так и Шаббат Берейшит – начало нового цикла, начало всех Шаббатов – влияет на то, как мы начнем наш путь в новом году, каких высот сможем достичь, какие пробелы восполнить и какие недостатки исправить.
Сказано нашими мудрецами, что хорошее, удачное начало формирует влияние на все будущее. Шаббат Берейшит – начало, которое может повлиять на все шаббаты этого года!
Это время, когда стоит задуматься о своих целях и устремлениях, в частности, в изучении Торы, в духовном развитии, поставить себе новые цели (не принимая обетов!), и с Б-жьей помощью начать год с большей святости Шаббата, чем было раньше.
Как известно, Шаббат – источник брахи для всей следующей за ним недели.
От того, насколько мы сможем “зачерпнуть” из источника святости Шаббата, зависит все то, что “прольется” на нас в будни – благословения в духовном и в материальном, здоровье, богатство, благополучие – все это имеет свой корень в нашем Шаббате!
Как сказано в трактате Шаббат (118б): «Говорил рав Йеуда: сказал Рав: если бы евреи соблюли первый Шаббат, то ни один народ и никакой язык не имели бы над ними власти, как сказано (Шмот 16:27): “И вот, в день седьмой вышли из народа собирать…”, а затем сказано (там же, 17:8): “И пришел Амалек…”». То есть, у первого шаббата была особая сила уничтожить власть народов мира над евреями, отменить изгнания и разрушение обоих Храмов, и все тысячелетние страдания еврейского народа! Рав Хаим Виталь в книге «Эц а-Даат Тов» так объясняет слова из стиха Торы в главе Берейшит “hу йешуфеха рош“ («Он (человек, потомок Хавы) будет поражать тебя (змея) в голову…» ), что нахаш (змей) – символ йецер ара, дурного начала, и единственный способ поразить его – сделать это в начале (бе-рош).