Мы собрали здесь несколько важных сгулот на Хануку, упоминающихся в книгах наших мудрецов:
В Кицур Шульхан Арухе (законы Хануки) и в книге Йесод ве-шореш hаАвода написано, что давать цдаку в Хануку тем, кто изучает Тору – тикун (исправление) для изьянов (и повреждений) души.
О важности цдаки в Хануку пишет Бней Иссасхар такими словами: “…поскольку цдака – “переворачивает” меру Суда в меру Милосердия, постановили (мудрецы) увеличивать цдаку в дни Хануки, подобно Пуриму” (так как дни Хануки – время, когда Всевышний “перевернул” Свою меру Суда в меру Милосердия, совершив чудеса и избавление для евреев).
И также в книге Мишна Сахир приводится (от имени Шла акадош) что в Хануку следует быть очень осторожными в двух вещах: в том чтобы “открыть свою руку” для цдаки и в том, чтобы “открывать свои уста” только для прославления Всевышнего, и, наоборот, “закрыть” их для всего дурного, и в этом проявляется исправление Хануки – поскольку ангел Эсава (Сатан), когда боролся с Яаковом, сумел причинить ему вред, а именно, повредил два аспекта: сделал ладонь (каф) сыновей Исроэля “закрытой” для цдаки, а уста (пэ) – открытыми для клеветы, лашон ара и прочих запрещенных вещей. И эти два аспекта исправили Хашмонаим в Хануку, и это время, когда следует исправлять эти два аспекта и нам.
В книге Сифтей Цадик приводится, что тот, кто смотрит на ханукальные свечи (огни) – освящает (мекадеш) этим свои глаза, и это сгула для исправления тяжелого греха “смотреть на запрещенное”.
Бней Иссасхар упоминает в разделе иньяней Ханука, что дни Хануки – время, предусмотренное для того, чтобы “вспомянуть бесплодных”, подобно Рош аШана. И намек на это мы находим в том, что имя Матитьягу имеет ту же гематрию (числовое значение), что и Рош аШана.
В книге Сгулот Исраэль приводится от имени Йималет Нафшо следующее: “Очень хорошую защиту (человеку) в течение всего года обеспечивает: в каждый из дней Хануки после зажигания свечей говорить семь раз посук “Виhи ноам…” и затем “Йошев бесэтер Эльйон…” до конца перека” (оба этих отрывка написаны в Крият Шма аль аМита, чтении Шма перед сном). Эта сгула упоминается и в других источниках – так, в Сидуре раби Шабтая миРошков она приведена от имени Рамбана, а раби Хаим Фаладжи (в книге Моэд леколь Хай) приводит ее от имени Сефер hаЗхира.