Изначально желанием Всевышнего было, чтобы все человечество занималось тем, что в итоге стало нашей еврейской задачей. Но, поскольку на уровне человечества это не получилось, была создана отдельная группа – еврейский народ – которая взяла на себя эти функции, передачу знания, служение…
Если говорить языком Каббалы, то строение мироздания можно сравнить с человеческим телом: очень грубо, Всевышнего можно сравнить с головой, Храм – это шея, тело – это человечество, ниже пояса – низшие миры, руки – миры ангелов и так далее… Что значит “шея”? Говорит гмара, что если бы народы мира знали, какую пользу им приносит Храм, они бы построили вокруг него 70 стен, чтобы оградить его от любого вреда.
Храм – это не что-то лично еврейское и связанное только с нашим народом, это нечто, влияющее на весь мир и необходимое всему миру (поэтому же там приносились жертвы за все семьдесят народов мира). Это как “центр управления полетами”, место, через которое можно производить воздействия на мироздание и на людей.
Как говорит мидраш, не “потому, что Храм был разрушен, были такие-то последствия в мире”, а наоборот – были определенные причины, которые привели к тому, что Храм разрушился. Попробуем объяснить это: Храм стоял на неком базисе, и когда этот базис был уничтожен – то и Храм был разрушен.
Что означает слово “хурбан” (разрушение)? Это однокоренное с иссушающей жарой (хорев), такой иссушающий ветер пустыни, который разрушает все в крошево – так, что все крошится и рассыпается. Мы говорили на прошлом уроке о слышании – шмия, о том, что слышать – это на самом деле связывать, объединять отдельные маленькие кусочки – в цельную картину. Хурбан – это противоположность шмия, это разделение, расщепление целого – на мелкие части.
Спрашивает гмара – зачем Всевышний “рассыпал” наш народ по всему миру? И отвечает “ше яасфу герим” – чтобы собрали геров. Возникает вопрос, ведь иудаизм не занимается миссионерской деятельностью, как же это понимать? Наша работа в мире – собирать знание. И после разрушения Храма знание “рассыпано” по всему миру. И собирать герим – это не просто собирать конкретных людей, но, в том числе, собирать крупицы знания, рассыпанные среди “мудрости народов”, и “гиюрить” их, то есть, использовать правильно. Когда мы используем эти знания правильно – мы собираем эти разрозненные песчинки, которые раньше были у нас, но в результате разрушения были разбросаны по всему миру.
Галут – это ночь, и ночью очень плохо и мало видно. Говорит рав Пинкус: представьте себе двухлетнего ребенка, у которого, ло алейну, вчера погибли в автокатастрофе родители… как он себя ведет? Как ребенок, – он играет; он не понимает ничего, не осознает того, что с ним произошло, он ощущает себя нормально.
Мы живем весь год в темноте, как этот ребенок. Есть Храм – нет, ну и что, живем, мы в Израиле – мы в галуте, ну ничего, жить можно. Мы не осознаем свое положение, потому что вокруг – темно. Но если хоть на минуту включить свет – можно увидеть вокруг себя очень неприятную картину; может оказаться, что положение вокруг нас – просто ужасное, но мы не замечаем этого, пока вокруг темно.
9 Ава – это единственный день в году, когда от нас ожидается, что мы сделаем усилие и посмотрим вокруг, на то, что на самом деле с нами происходит. Где на самом деле мы находимся? Это день, когда наша “ночь” должна быть освещена, как огнем (от горящего Храма) – как бы ни было это трудно и некомфортно, увидеть реальность.
Нам тяжело, что нельзя слушать музыку в эти дни. А гмара спрашивает, как вообще можно слушать музыку – после разрушения Храма? И ответ – потому что нельзя требовать от общества того, что люди не смогут выдержать. Мы не можем выдержать жить все время, осознавая реальность. Это слишком тяжело, и мы даже готовы, чтобы вокруг была “ночь”, темнота – лишь бы не видеть правду…
Есть только один день в году, когда Всевышний хочет, чтобы мы перестали прятаться и убегать, и позволили себе хотя бы немножко услышать, увидеть, понять, что с нами на самом деле происходит.
Все законы 9 Ава похожи на законы траура, оплакивания мертвого. Вопрос в том, кто же этот мертвый, которого мы оплакиваем 9 Ава? Храм? Но мы верим, что третий Храм существует, и он спустится к нам, как только мы завершим нашу работу. Еврейский народ? Но и еврейский народ, слава Б-гу, существует. Кого же мы оплакиваем, кто этот мертвый?
Говорят наши мудрецы, что это траур по себе.
Храм будет, и будет еврейский народ, и мир – но я лично, что об этом известно? Буду ли я? И насколько я буду? Более того, для меня лично неизвестно, что за жизнь я живу?!
Мы говорили о том, насколько мы не можем сейчас видеть, не можем слышать. Разрушено видение, разрушено слышание – которые отвечают за обучение – другими словами, разрушена способность человека к обучению, восприятию, знанию, росту…
Каждое утро мы говорим молитву “Элокай нешама” – о чем мы в ней говорим? Мы говорим дословно о том, что Всевышний ежедневно берет каждую душу и вкладывает ее в человека – высочайшую душу, такую же, как у всех великих людей!, такую же, как у Авраам авину и Моше рабейну… Как же получается, что я не живу жизнь великого человека? Ничего не бывает просто так. Если мне Всевышний дает такую великую душу, такой величины – значит, она мне необходима… Значит, каждый день я не просто “еду на машине, в которой нехватает деталек” – а еще гораздо хуже!