Начало месяца Ав – это вторая стадия траура по разрушенным Храмам (первая стадия начинается 17 Тамуза.) Она продолжается до вечера 10 Ава по мнению Шулхан Арух, или до полудня 10 Ава по мнению Рамо. Сефарды должны следовать первому мнению, а ашкеназы — второму.
Месяц Ав — это тяжелое время для народа Израиля. Самые трагические события еврейской истории произошли в этот месяц. Поэтому с наступлением месяца Ав следует скорбеть по разрушенным Храмам и радоваться меньше обычного.
Дополнительные ограничения в месяц Ав
Так как это несчастливое время, в этот месяц следует особенно остерегаться и избегать тяжб. Также в эти дни следует особенно стараться избегать риска, не подвергаться ему без большой надобности. В частности, тот, кто должен пройти несрочную операцию, должен отложить ее на другое время. Есть мнение, согласно которому опасаться следует в течение всего месяца, есть мнение, что неблагоприятная пора продолжается только до середины месяца, есть также мнение, по которому она продолжается только до девятого числа.
Существует традиция избегать дальних путешествий в этот период. Рав Шломо Залман Ойербах разрешал приезжать в землю Израиля даже в день 9 Ава, даже тем, кто приезжает только на время. Дело в том, что любое нахождение в Земле Израиля – это заповедь, как написано в трактате Ктубот (111а): «у каждого, кто прошел четыре локтя по земле Израиля, есть удел в будущем мире».
Строительство и ремонт дома
В эти дни существуют определенные ограничения на постройку и ремонт домов. Бен Иш Хай пишет, что в первые десять дней месяца Ав не следует начинать строительство. Но тот, кто начал его раньше, может продолжить. Можно также начать строить, если таким образом избавляются от опасности, хотят избежать неоправданных денежных расходов или выполняют заповедь.
Но штукатурить, белить или красить дома в эти дни запрещено, даже если хозяин дома красит его не для себя, а для того, чтобы сдать помещение в аренду. Запрещено также сажать цветы для красоты.
Покупки и торговля
Есть мнение, по которому в течение первых десяти дней месяца Ав нельзя заниматься торговлей, связанной с радостью, например, покупкой ювелирных изделий и украшений. По другому мнению, эта традиция относится ко всем видам торговли. Но даже по второму мнению, тот, кому необходимо торговать, чтобы заработать себе на жизнь, может это делать.
Практически, люди, которые зарабатывают на жизнь торговлей, следуют первому мнению и оставляют свои магазины или конторы открытыми. Что касается всех остальных, им стоит следовать более строгой традиции и покупать в эти дни только самое необходимое. А вещи, которые вызывают радость, вообще покупать не следует.
Жених и невеста, которые должны пожениться вскоре после 9 Ава, и которые не успели купить все необходимое для свадьбы до начала месяца Ав, могут заниматься покупками и в течение этих десяти дней.
Дело в том, что создание еврейской семьи – это заповедь, а покупки, необходимые для выполнения заповеди, можно производить даже в эти дни траура. Тем не менее, по возможности, следует постараться окончить покупки до наступления месяца Ав.
Стирка и ношение чистой одежды
Запрет на стирку в дни, предшествующие 9 Ава, включает также запрет гладить и даже носить чистую одежду. Запрещено также стелить чистое постельное белье и покрывать столы чистыми скатертями. (Но если приехали гости, то им можно постелить чистое постельное белье.) Запрещено также одевать новую одежду и одежду, которая выглядит как новая.
Также как и запрет на стирку, в разных общинах этот запрет начинается в разные дни, в зависимости от традиции — у ашкеназов с первого дня месяца Ав; в большинстве сефардских общин — с начала недели, на которую выпадает 9 Ава.
Молодые люди, которые занимаются поиском своей пары, могут для встречи одевать субботнюю одежду. Но если у них есть другая хорошая и красивая одежда, то лучше субботнюю одежду не одевать.
У ашкеназских евреев существовал обычай не одевать чистую одежду даже в честь субботы. Но многие авторитеты писали, что это унижает честь субботнего дня. Поэтому перед началом субботы следует одеть чистую одежду. (Тот, кто не подготовил достаточное количество не совсем чистой, но и не слишком грязной одежды, может одеться в чистое в честь субботы и продолжать носить эту одежду после ее исхода.)
Купание и мытье
Традиция ашкеназских евреев — не принимать даже холодный душ и не купаться начиная с первого числа месяца Ав и до полудня 10 Ава. Что касается сефардов, то в разных общинах существуют разные обычаи. Некоторые поступают так же, как ашкеназы (так писал Бен Иш Хай), а некоторые моются до начала недели, на которую выпадает 9 Ава. И даже в течение этой недели некоторые сефарды моются холодной водой.
Следует помнить, что запрет распространяется только на мытье для удовольствия. Поэтому больному можно мыться, если ему это необходимо для здоровья. Тому, у кого на коже появляются раздражения, можно мыть те части тела, которые подвержены этому недугу. Тот, кто испачкался, может помыть грязные места холодной водой. Если без мыла грязь не сходит, то можно помыть это место мылом. Тот, кто сильно вспотел, и это мешает ему или окружающим, может принять холодный душ без мыла. Если же без мыла пот не отмывается, можно использовать мыло.
Что касается людей, которые привыкли принимать душ каждый день, и невозможность мыться причиняет им страдания, то авторитеты разрешили им мыться два раза в неделю.
Рава Шломо Залмана Ойербаха спросили, что делать человеку, который постоянно занимался плаванием, так как это необходимо ему для здоровья спины. Рав Шломо Залман ответил, что такого рода занятия не соответствуют духу траура месяца Ав, и запретил ходить в бассейн. Он сказал, что в большинстве случаев недельный перерыв не прерывает общую программу упражнений, и не влечет за собой проблем со здоровьем. Кроме того, плаванье можно временно заменить другими упражнениями. Если же временная остановка занятий действительно приводит к заметному ухудшению состояния больного, то ему можно заниматься плаванием и в течение «девяти дней».
(По книге рава Йеуды Чезнера «Шаарей Нехама», 3:1,2:1-6,13-18)