Многие сожалеют о разрушенном Иерусалиме, но все – по-разному.
Сказано в Эйха (2:15): «Всплескивали руками из-за тебя все прохожие, свистели и качали головой из-за дочери Йерушалаима: это ли тот город, который называли совершенством красоты, радостью всей земли?»
В качестве пояснения магид из Дубно приводит притчу. У одного царя был неразумный любимый сын. Видя это, отец решил построить ему дворец и спрятать в особых тайниках сокровища в надежде, что, когда сын повзрослеет и наберется разума, тогда откроет ему царь тайну о принадлежащих ему богатствах. Среди этих тайников были такие, о которых знали приближенные царя, но о самых больших сокровищах знал только сам царь. Но случилось так, что дворец сгорел, а вместе с ним и все спрятанные сокровища. Все сожалели о случившемся, но все по-разному. Те, кто видел дворец лишь снаружи – сожалели об утрате красивого здания, те, кто видел его красоту изнутри – горевали чуть больше. Велико было горе приближенных царя, знавших, какие богатства уничтожил огонь.
Но самым большим было горе царя, понимавшего, что на самом деле было утрачено!
Так было и во время разрушения Храма. Для народов мира Храм был самым красивым местом на земле. Но они могли видеть лишь внешнюю его красоту и радость, которой были наполнены жители Иерусалима. Поэтому они лишь качали головами и всплескивали руками при виде разрушения.
Но народ Израиля, который видел Храм изнутри, видел молитвы и жертвоприношения и всю службу в Храме, отвечает народам мира: «Да не будет (этого) с вами, все проходящие мимо! Взгляните и увидите, есть ли горе, подобное моему горю, что постигло меня, то, которым сокрушил меня Г-сподь в день пламенного гнева Своего!» (Эйха, 1:12). Однако больше всех скорбит Царь всех царей, потому что только Он может знать о несметных сокровищах, скрытых в Храме.
«Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь ему, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбящие о нем» (Йешаяу, 66:10).
Говорят наши Мудрецы: «Тот, кто скорбит по Иерусалиму (по разрушенному Храму), удостоится того, что увидит его возрожденным», как сказано: «Веселитесь с Иерусалимом и радуйтесь ему, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбящие о нем» (Йешаяу, 66:10). Чем больше оплакивал человек разрушенный Иерусалим, тем больше будет его радость во время возрождения Храма.
Объяснить это высказывание, на первый взгляд, несложно. Это можно пояснить на примере с человеком, пропавшим надолго из дома. С каждым днем его отсутствия возрастают опасения, что он погиб, и, разумеется, все близкие, друзья и знакомые очень сожалеют о случившемся. Но есть разница между сожалением знакомых и соседей и горестью родных и близких. И когда пропавший найден целым и невредимым, то все рады и счастливы, но не все в равной мере, а в соответствии с величиной скорби.
Но есть и другой взгляд на это высказывание мудрецов.
Сказано в Теилим (126): «Когда возвратит Г-сподь пленников Цийона, будем мы как во сне. Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш – пением… Сеявшие в слезах – жать будут с пением».
Тот, кто хочет собрать хороший урожай, должен вспахать землю, засеять ее зернами. Зерна должны разложиться, и лишь после этого начнется развитие, и тогда можно ожидать удачного урожая. Из этих стихов следует, что лишь в конце станет ясно, что все мучения изгнания и горечь от разрушения Храма были приготовлениями для строительства нового Храма.
«Тогда наполнятся уста наши смехом», потому что только тогда, в конце, станет ясно всем, что именно пребывание в изгнании подготовило народ Израиля к будущему избавлению.