Три недели между 17 Тамуза и 9 Ава называются бейн а-мецарим — «меж теснин»
Это название происходит из стиха в Мегилат Эйха (1:3): גָּלְתָה יְהוּדָה מֵעֹנִי וּמֵרֹב עֲבֹדָה הִיא יָשְׁבָה בַגּוֹיִם לֹא מָצְאָה מָנוֹחַ כָּל רֹדְפֶיהָ הִשִּׂיגוּהָ בֵּין הַמְּצָרִים – «Скитается Йеуда из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, не нашел покоя; все преследователи настигли его меж теснин». Слово מצרים, «теснины», происходит от корня צר, который имеет еще одно значение — стесненные, тяжелые обстоятельства, неприятности. Эти недели ассоциируются с разрушением Первого и Второго Храмов, а также с трагическими событиями, сопровождавшими эти разрушения.
В эти дни соблюдаются особые законы траура, строгость которых возрастает по мере приближения поста 9 Ава. Между разными общинами существуют довольно существенные различия в традициях соблюдения траура.
Период «трех недель» начинается с вечера 17 Тамуза. И хотя пост 17 Тамуза начинается только на следующее утро, после захода солнца вечером 16 Тамуза начинается траур, и все, что запрещено делать в течение трех недель, запрещено также в ночь перед постом.
Стрижка и бритье
Ашкеназские евреи не стригутся и не бреются в течение всех трех недель, и в этот запрет принято включать даже детей. Что касается сефардских евреев, то среди них есть разные традиции. Некоторые в этом отношении ведут себя также, как ашкеназы, а некоторые стригутся до начала месяца Ав. (И каждый должен следовать традиции своей общины.) Рав Шломо Залман Ойербах писал, что сефард, который учится в ашекназской ешиве, может стричься до наступления месяца Ав, так как разнообразие традиций в этом вопросе – это широко известный факт, и даже человек, который ведет себя не так, как окружающие, не противопоставляет себя обществу.
Запрет стричься относится и к мужчинам, и к женщинам. Запрещено стричь любые волосы на теле. Тем не менее, женщинам, которые выщипывают или выбривают волосы для красоты, можно делать это даже в течение «трех недель», так как они делают это не для удобства и не для удовольствия. Что касается детей, их тоже не принято стричь в эти дни. (Но если по какой-то причине возникает острая необходимость постричь ребенка, то это можно сделать до начала недели, на которую приходится 9 Ава.)
Отец и мать, которые в эти дни должны сделать обрезание своему сыну, а также моэль и сандак, участвующие в обрезании, имеют право постричься до начала недели, на которую выпал день 9 Ава. Но это послабление действует только при условии, что в другое время они бы тоже постриглись в честь обрезания.
Согласно традициям всех общин, в эти дни разрешается стричь ногти. Только в течение недели, на которую выпадает 9 Ава, это запрещено.
Музыка и танцы
Танцы и музыкальные концерты запрещены по всем традициям, начиная с 17 Тамуза. В этот период нельзя играть на музыкальных инструментах и слушать музыку даже в записи. И даже слушать пение а-капелла (без музыки) в это время запрещено.
В некоторых сефардских общинах принято играть на музыкальных инструментах на трапезах, связанных с выполнением заповеди, например, в связи с обрезанием. Для ашкеназских евреев это запрещено. Тем не менее, на таких трапезах разрешается петь.
Запрещено также практиковаться или учиться играть на музыкальных инструментах. Если по какой-то причине в этом возникает острая необходимость, следует посоветоваться с компетентным раввином.
Благословение Шеехияну
Тот, кто покупает себе новую одежду или ест плод, который еще не ел в этом сезоне, должен произнести благословение Шеехеяну — «Благословен Ты Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который давал нам жизнь, и поддерживал нас, и довел нас до этого времени». Но все три недели между 17 Тамуза и 9 Ава произносить его не следует. Причина этого заключается в том, что три недели бейн а-мецарим – это дни, чреватые катастрофами. Поэтому благословение «довел нас до этого времени» неуместно.
Есть мнение, по которому это благословение можно произносить в субботу и в новомесячье даже в период «трех недель».
Для того чтобы избежать произносить это благословение, не следует есть плоды, которые еще не пробовал в этом сезоне, а также покупать новые предметы одежды, которые вызывают радость. Тот, кто уже купил фрукты, которые могут испортиться до окончания «трех недель» должен подождать до субботы, и произнести на них благословение Шеехеяну в субботу. Если же данный плод не сохранится даже до наступления Субботы, то можно съесть его и в другой день. (Однако в наши дни дойти до такой ситуации достаточно сложно. Большинство плодов можно хранить в холодильнике, по крайней мере, несколько дней.)
Покупка новой одежды
Что касается новой одежды, в этом тоже есть некоторые разногласия между мудрецами. По мнению «Мишны Бруры», между 17 Тамуза и началом месяца Ав можно произносить благословение Шеехеяну в субботу также и на новую одежду. Но тому, кто хочет соблюсти традицию по всем мнениям, вообще не стоит покупать и одевать новую одежду в течение трех недель.
Все это относится только к одежде, покупка которой доставляет особенную радость. Нет никакой причины не покупать рубашки, белье, недорогую обувь или другие малозначительные предметы.
Неблагоприятное время
Хотя Тора обязывает нас постоянно оберегать свое благосостояние и здоровье, в течение трех недель принято больше обычного избегать всякой опасности. Например, тот, кто обычно плавает в море или в бассейне, не должен делать это именно в течение трех недель. Тем более, что это доставляет радость, которая не соответствует духу трех недель.
В эти три недели следует горевать об изгнании Шехины и разрушении Храма. Необходимо вспомнить о том, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти между людьми. Поэтому в эти дни следует уделить особое внимание восстановлению мира, согласия и любви. Написано, что тот, кто искренне скорбит по разрушенному Иерусалиму и Храму, удостоится увидеть его радость.
(По книге рава Йеуды Чезнер «Шаарей Нехама», 2:1:1-17,2:1-5)