«Тот, кто скорбит (из-за разрушения) Иерусалима, удостоится увидеть его в радости». Талмуд (Таанит, 30б)
Пост 17-ое Тамуза
Наши мудрецы постановили поститься 17-го Тамуза, поскольку в этот день в еврейской истории произошло пять трагических событий. В Мишне (Таанит, 26б) приводится список этих бедствий:
2. Во Втором Храме прекратилось приношение ежедневной жертвы «тамид». Иерусалимский Талмуд (Таанит, 4:5) объясняет, что в эпоху перед разрушением Храма из-за блокады в Иерусалиме не осталось ягнят. Каждый день евреи покупали ягнят у римлян. Это продолжалось до тех пор, пока в один день (17-ого Таммуза), римляне не дали евреям вместо ягнят поросят. И с тех пор прекратилось приношение ежедневной жертвы «тамид» в Храме.
5. Апостомус поставил идола в Храм.
Законы поста 17-го Тамуза (по «Книге нашего наследия»)
Посты 17-го Тамуза, Гедальи и 10-го Тевета менее строги, чем пост 9-го Ава, ибо они начинаются лишь с первым проблеском рассвета (точное время нужно выяснять по календарю) соответствующего дня, но не распространяются на предшествующую ночь. Поэтому ночью (в эти дни) разрешается пить и есть.
В эти дни существуют и другие послабления. Так, больной, даже если ему не угрожает опасность, освобождается от поста. Это же относится и к беременным и кормящим женщинам, если пост тяжел для них.
Однако даже тем, кто освобожден от поста, запрещается устраивать богатые трапезы и услаждать себя едой и питьем. Им разрешается есть лишь столько, сколько необходимо.
Дети также освобождаются от поста, даже если они готовы поститься добровольно. Однако мы должны — в воспитательных целях — следить за тем, чтобы они ели лишь необходимое, чтобы поддерживать нормальное физическое состояние, причем только самые простые продукты, и участвовали в общей скорби.
В эти дни разрешается умываться, умащать свое тело и носить кожаную обувь.
Как 17-го Тамуза, так и 10-го Тевета принято соблюдать все те дополнительные ограничения, которые накладываются в первые девять дней Ава.
Тот, кто проснулся ночью до зари в день поста, может есть и пить только если заранее это оговорил.
В противном случае ему запрещается есть и пить. Существует мнение, согласно которому даже в таком случае ему разрешается пить. Книга Зоар утверждает, что закон здесь принципиально иной и не зависит от заранее оговоренного условия: тому, кто проснулся ночью (до зари), во всех случаях разрешается пить и запрещается есть.
17-го Тамуза в Минхе и Шахарите читается Ваехаль. В молитву Шмоне Эсре, читаемую индивидуально (шепотом), в благословение Шомеа Тфила вставляется фрагмент Анейну (по сефардскому обычаю — и в Минхе, и в Шахарите, а по ашкеназскому — только в Минхе, хотя кантор, повторяя молитву, вставляет этот фрагмент и в Шахарит — между благословениями Гоэлъ и Рофэ).
Тот, кто читает молитву Минха индивидуально, обязан вставлять в нее Анейну, даже если сам он намерен по состоянию здоровья завершить пост раньше срока. Однако тот, кто уже ел или пил что-либо в этот день, не вставляет Анейну в молитву.
Аналогично, в день поста к Торе не вызывается тот, кто не постится по состоянию здоровья и т. п. — ибо само чтение в этот день связано с постом, однако если он по какой-либо причине все же вызван, то должен подняться и прочитать соответствующий отрывок из уважения к Торе.