Законы общественного поста

три поста

Почему мы постимся?

Поститься в дни, когда с народом Израиля произошли трагические события – это заповедь, введенная пророками (которые жили во времена Первого Храма). В наше время соблюдают четыре поста, установленных таким образом: семнадцатое Тамуза, девятое Ава, третье Тишрея (цом Гедалья) и десятое Тевета.

Цель этих постов – напомнить людям о грехах, из-за которых Всевышний навел на наш народ бедствия. Память о тех событиях должна побудить нас раскаяться и стать лучше. Эти дни следует посвятить самоанализу, молитве и возвращению к Творцу.

Поэтому люди, которые постятся, но ходят в этот день на прогулки и тратят его на пустые разговоры, – “избрали второстепенное и отказались от основного”. Однако это не означает, что поститься не обязательно! Человек, которому трудно провести весь день за книгой или в молитве, может стараться постепенно увеличивать количество времени, посвященное этим занятиям. В любом случае, пост обязателен для всех, кто не рискует из-за него своим здоровьем.

Когда начинается пост?

В семнадцатое Тамуза, третье Тишрея (цом Гедалья) и десятое Тевета, в отличие от Йом Кипура и девятого Ава, пост начинается только утром. Весь вечер и всю ночь, предшествующие посту, можно есть. Пост начинается во время «алот а-шахар», то есть, при появлении первых признаков рассвета. (Это время указано в еврейских календарях.)

Тем не менее, считается, что тот, кто лег спать вечером, уже принял на себя соблюдение поста. Поэтому тот, кто хочет проснуться рано утром до «алот а-шахар» и поесть или попить, должен заранее, до отхода ко сну, поставить условие, что он принимает на себя пост только с наступлением времени «алот а-шахар». Предпочтительно произнести это условие вслух, но если это сделано не было, то можно положиться и на мысленное условие. Тот, кто всегда пьет после того, как просыпается, может пить, даже если вообще не поставил условие (конечно, только если еще не пришло время «алот а-шахар»).

В течение получаса перед наступлением времени «алот а-шахар» нельзя начинать трапезу, можно только перекусить. Но тот, кто начал трапезу до этого, может продолжать есть до самого «алот а-шахар». По мнению книги Зоар, нельзя начинать есть до молитвы, даже если еще не пришло время «алот а-шахар». Поэтому многие комментаторы написали, что кушать утром перед постом стоит только слабым людям или тем, кому поститься очень тяжело.

Другие запреты, соответствующие духу поста

Есть смысл в том, чтобы отказаться от мытья и купания в день поста. Вечером нет запрета купаться, но тот, кто хочет следовать не только букве, но и духу закона, не будет купаться даже вечером. Что касается дневного времени, Мишна Брура приводит, что в посты не следует мыть все тело теплой водой. Но если пост десятого Тевета выпадает на пятницу, то следует искупаться в честь грядущей Субботы.

В посты в дневное время запрещено чистить зубы и полоскать рот. Тот, кто испытывает очень и очень сильный дискомфорт, если не почистит зубы, может почистить их. При этом надо держать голову таким образом, чтобы не проглотить ни капли воды.

Интимные отношения тоже не соответствует духу поста. Но если вечером накануне поста в этом есть заповедь (например, если в этот вечер женщина была в микве), то следует ее выполнить.

Что касается ношения кожаной обуви, не следует носить необычную обувь в пост, чтобы не выделяться из общества.

Кто именно освобождается от поста

Беременные и кормящие женщины не обязаны соблюдать три поста – семнадцатое Тамуза, третье Тишрей («цом Гедалья») и десятое Тевета (по букве закона).

Но некоторые беременные женщины стараются поститься в эти дни. Если женщина здорова и обычно не испытывает серьезных неприятностей, когда не ест, она может начать пост. (Конечно, желательно посоветоваться с местным авторитетным раввином). Если через несколько часов она почувствует себя плохо, то пост следует прекратить.

Если беременная женщина плохо себя чувствует или ощущает слабость, она не должна поститься; более того, возможно, что ей запрещено соблюдать пост, так как она подвергает себя опасности. Женщина, которая не вполне уверена, может ли она поститься, должна спросить компетентного раввина.

Что касается кормящих женщин, Рав Карелиц считает, что им не следует поститься, так как младенцу может не хватить молока.

Но если младенец уже большой, и материнское молоко перестало быть основным источником его пропитания, его мать может поститься.

Хотя в алахической литературе понятие «кормящая женщина» иногда используется в значении «женщина в течение 24 месяцев после родов», по мнению современных авторитетов, только женщины, которые фактически кормят своего младенца, освобождены от поста. Здоровая женщина, которая уже прекратила кормить своего младенца, обязана поститься.

Люди, которые ослабли, и чье здоровье пошатнулось, так что врач запретил им поститься (как часто бывает со старыми людьми):

Иногда такие люди испытывают настойчивое желание не подчиниться инструкциям врача и поститься вместе со всем еврейским народом, как в былые времена.

И хотя эти мысли основаны на самых лучших побуждениях, нельзя обойти алаху. Следует с любовью принять то, что посылает Всевышний, и кушать в день поста, выполняя таким образом волю Творца. Тогда боль, которую этот человек испытывает из-за того, что он вынужден есть в день, когда все постятся, засчитается ему не меньше, чем дискомфорт, который он испытывал, когда не ел, будучи молодым и здоровым. Ведь сказано, что заповедь, выполненная в страдании, засчитывается как сто заповедей, выполненных без страданий.

То же самое относится к человеку, который попал в ситуацию, в которой он вынужден нарушить пост в силу своих занятий:

Например, врачу или солдату, который вынужден нести дежурство целый день на открытом солнце в жарком климате, запрещено не пить, так как это опасно для жизни. Если он не может перенести данное задание или дежурство на другой день, он тоже может пить (или есть, при необходимости), зная, что тем самым он выполняет волю Творца, Который повелел нам беречь свое здоровье.

(По книге рава Йеуды Чезнера, «Шаарей а-Нехама» 1:1-2,5,10-12,14)