Шавуот – чтение Мегилат Рут

мегилат Рут

В Шавуот у нас есть традиция читать Мегилат Рут (свиток Рут)

Мегилат Рут не говорит нам ничего о законах, но зато очень многое – о хеседе (благодеянии). О том, как важно помогать другим – Мегилат Рут начинается с того, что глава поколения, Элимелех, уходит с семьей в поля Моава, оставив евреев Бейт-Лехема в момент голода. На чужбине он сам и оба его сына, женившиеся на моавитянках, умирают. Наоми решает возвратиться в Бейт-Лехем. Ее невестки хотят пойти с ней, но Наоми отговаривает их, описывая, какие трудности ожидают их на этом пути.

Орпа дает себя уговорить, и, сделав только 40 шагов за своей свекровью в сторону Иудеи и в сторону народа Израиля, целует Наоми и возвращается туда, откуда пришла, за что и получает имя Орпа: та, которая показала затылок (ореф) святости. В отличие от нее, Рут непреклонна – она твердо решает следовать за своей свекровью, и присоединиться к еврейскому народу.

Как известно, отношения свекрови и невестки – одни из самых тяжелых примеров отношений в семье. И именно о том, как правильно себя вести даже в таких тяжелых отношениях, как делать настоящий хесед, учит нас Тора.

Свиток Рут описывает жизнь Наоми и Рут в Бейт Лехеме, весь хесед, который Рут совершала по отношению к своей свекрови, и завершается женитьбой Боаза – главы поколения – на Рут, и перечислением всех их потомков – до царя Давида.

Как говорит нам наша Традиция, свадебным подарком, который Боаз послал Рут, были – шесть зернышек ячменя! Это было благословение, чтобы от нее произошел сын, обладающий шестью положительными качествами, необходимыми для руководителя еврейского народа.

Наградой Рут за весь ее хесед, за ее праведность, скромность и самопожертвование, была также необыкновенно долгая жизнь – как говорит мидраш, когда царь Шломо сел на царский престол, “рядом с ним села мать царя” – это сказано о Рут, его прапрабабушке. Рут была моавитской принцессой, оставившей все, чтобы приобщиться к правде. За это она удостоилась увидеть своими глазами, как ее потомки получили царство в народе Израиля.

Существует много объяснений для чтения Мегилат Рут в праздник Шавуот:

  • При получении Торы на горе Синай еврейский народ фактически прошел гиюр, так же и Рут пришла “под крылья Шхины” – прошла гиюр.
  • Точно так же, как народ Израиля пришел к получению Торы через бедность и страдания (египетского рабства), так и Рут вошла в наш народ через бедность и страдания.
  • Как о празднике Шавуот сказано: «И праздник седьмиц совершай у себя при созревании жатвы пшеницы…» (Шмот, 34:22), так и в Мегилат Рут (1:22) сказано: «А пришли они в Бейт-Лехем к началу жатвы ячменя».
  • Царь Давид родился в праздник Шавуот и умер тоже в праздник Шавуот – ровно спустя 70 лет. В конце Мегилат Рут подробно описана его родословная.
  • В стихе, который говорит о царе Давиде, “царь, прославивший Творца большим количеством песен”, есть намек на его прабабушку – первые буквы слов рива ва-тишбахот” образуют имя “Рут”.
  • Еще одно объяснение имени Рут – гематрия, его численное значение, равняется 606 – ровно столько, сколько добавила себе Рут к 7 заповедям сыновей Ноаха, когда решила сделать гиюр и принять на себя соблюдение всех 613 заповедей Торы, данных нам в Шавуот. Евреи, вышедшие из Египта, приняв заповеди на горе Синай, стали новым народом – народом Торы.
  • Во время дарования Торы на горе Синай, евреи получили только десять заповедей, а после этого Моше поднялся на гору и в течение сорока дней получал всю Тору от Всевышнего, после чего смог в полной мере передать ее народу. Когда Голиат выходил утром и вечером между войсками филистимлян и израильтян для того, чтобы поносить устои нашей веры и лишить евреев возможности чтения «Шма Исраэль» утром и вечером, он делал это также в течение сорока дней. Целью Голиата было противостояние Вс-вышнему. А силы для этого противостояния он черпал из заслуги своей прабабушки, Орпы (из тех самых 40 шагов)… Давид, потомок Рут, поразил Голиата, потомка Орпы, тем самым завершив историю противостояния идей и действий двух сестер, начавшегося в Мегилат Рут.

Как мы видим, Шавуот очень тесно связан с хеседом. Отсюда вытекает традиция наполнять этот день хеседом – прежде всего, со своими родными и близкими. Также очень важно читать в этот день Теилим, книгу Псалмов царя Давида, они имеют особенное влияние в Шавуот.