День второго Сивана – йом hа-меюхас – день начала нашей родословной: в этот день еврейский народ подошел к горе Синай, и Вс-вышний спросил нас, хотим ли мы принять Его Тору… и когда евреи ответили, что хотят, Вс-вышний сказал “Тогда вы будете Мне царством священников и народом святым” – с этого момента начинается наша “родословная” как народа.
Затем 3, 4 и 5 Сивана – шлошет йемей hа-агбала – три дня ограничений – подготовка к получению Торы. Это единственный праздник, о котором прямо сказано, что к нему нужно заранее подготовиться – интересно, что именно к нему мы обычно готовимся меньше всего (сравните, например, с тем же Песахом!). Как сказано в Торе, нужно выстирать одежду, и себя и все необходимое подготовить к празднику.
Шавуот – единственный праздник, у которого нет даты, есть только расстояние от Песаха до него. Подобно тому, как есть 7 дней Суккота, и восьмой день – Шмини Ацерет, так же Шавуот считается Ацерет от Песаха, поэтому одно из его названий – хаг hа-Ацерет. Название Шавуот – недели, которые мы отсчитываем до праздника, и название хаг hа-Кацир – праздник Жатвы – связано с принесением в Храм в жертву муки от нового урожая. До этого момента запрещено было приносить в Храм жертвоприношения (мучные изделия) из новой муки. И еще одно название праздника – хаг hа-Бикурим, начиная с Шавуот приносили бикурим от новых плодов в Храм, от Шавуот и до Суккота.И, конечно, хаг Матан Тора, праздник Дарования Торы.
В нашей Традиции, Песах всегда называется именем – “Песах”, Суккот называется всегда “Хаг”, как-бы единственный по-настоящему праздник, а говоря про Шавуот, мудрецы всегда называют его именем “Ацерет”. Праздник Ацерет – “остановиться” или “собраться” – это праздник, у которого нет определенных физических атрибутов, по закону Торы, мы не должны ничего делать (для сравнения – в Песах есть заповеди связанные с едой, в Йом-Кипур – мы должны поститься, в Рош hа-Шана – трубить в шофар, в Суккот – сидеть в шалаше), ни в Шмини Ацерет, ни в Шавуот мы не должны делать что-то определенное, у этих праздников как-бы нет ничего личного, ничего особенного. Число семь – это наш физический мир, а число восемь – это за гранью физического мира, на уровень выше – поэтому Шмини Ацерет, восьмой день Суккота, и Шавуот, пятидесятый день от Песаха (7 в квадрате плюс еще 1) – выше физических атрибутов.
В Шавуот есть очень много минhагим, обычаев. Принято, что обычай, который установился в еврейском народе, приобретает силу закона, но все эти обычаи – не закон Торы. Давайте рассмотрим эти обычаи и их причины подробнее –