Обычай украшать дом и синагогу цветами

Перед Дарованием Торы Вс-вышний украсил гору Синай, покрыв ее травами, зеленью и цветами. В память об этом, мы стараемся украсить наши дома и синагоги в Шавуот – зеленью и цветами. Кроме того, в момент Дарования Торы мир наполнился прекрасным благоуханием – и мы стараемся наполнить наш дом в Шавуот приятными запахами.

Очень древний обычай – украшать дом на Шавуот розой (розами). Это напоминание о мидраше из Ваикра Раба – царь пришел в свой сад, и увидел, что он весь зарос терниями и колючками. Тогда царь велел выкорчевать весь сад, но внезапно он заметил, что среди терний выросла одна прекрасная роза. «Ради этой единственной розы сад не будет уничтожен» – решил царь. Это притча о Торе и о еврейском народе. Ради нее одной сохранен весь мир – весь сад (как сказано в мидраше, “בזכות תורה וישראל ינצל העולם כולו”).

Древность обычая украшать розами свитки Торы восходит к эпохе Первого Храма – сохранилось предание, что Аман, обвиняя евреев перед царем Ахашверошем, использовал в своих наветах рассказ об этом обычае.

Еще одно обоснование для него мы находим в Мегилат Эстер (8:15) – “Указ был (от)дан в столице Шушан” – Слово “указ” – דת, дат – переводится также как “учение”, и обозначает Тору, а название столицы традиционно читается не как Шушан, а как Шошан – “роза”.

стол в шавуот

Когда на Шавуот мы ставим розы в доме – мы совмещаем три традиции в одной (украшать дом цветами, приятными запахами и розами).

Еще одно объяснение для обычая украшать дом зеленью – спасение Моше рабейну, которое произошло 6-го Сивана. Мать Моше оставила его в корзинке в тростнике у берега реки – в память об этом было принято расстилать на полу тростник и другие травы.

Украшение синагоги деревьями имеет еще одну, отдельную, причину – как объясняет Маген Авраам, Шавуот считается днем, когда выносится приговор об урожае плодов – поэтому был принят обычай украшать синагоги ветвями деревьев.

синагога в шавуот

В наше время, по мнению многих авторитетов, обычай устилать пол травами был отменен, так как “совпадает” с религиозными обычаями неевреев.

По этой же причине – совпадение с обычаем неевреев – Вильно Гаон считал необходимым отменить обычай украшать зеленью (деревьями, цветами и травами) синагоги. В наше время, многие следуют этому мнению, но, по словам рава Шломо Залмана Оербаха, зацаль, отмена Гаоном распространяется только на деревья, цветами же украшать синагоги допустимо.

синагога в травах и цветах