Название праздника – Ханука – происходит от двух выражений: первое из них, это ханукат а-мизбеах, освящение жертвенника. Мы знаем, что греки вошли в Храм и осквернили все масло. В чем была идея греческого галута? В том, что они в принципе не были “против” ничего еврейского, так что в Хануку мы воевали фактически не с греками, а с митъявним, теми евреями, кто совершенно согласился с греками и принял всю греческую культуру. Такого не случалось прежде, ни в вавилонском изгнании, ни в персидском.
Особенности галутов:
первый галут – Вавилонский – прошел под лозунгом “хороший еврей – мертвый еврей”. Евреи в принципе считались бесполезными, и чем больше их убить, тем лучше. Так прошло все вавилонское изгнание, речь шла об уничтожении тела.
второй галут – Персидский – квинтэссенцией которого был пир Ахашвероша, отошел от физического уничтожения и занялся уничтожением на уровне нефеш – животной души. “Ахоль ве-шато, ки махар намут” – ешь и пей, ведь завтра умрем!
Проблема у евреев как с первой идеей, так и со второй. Это просто не в еврейской природе – мы не хотим ни убивать, как Вавилон, ни бесконечно “кормить” свое животное начало, игнорируя все остальное в себе, как Персия, еврейской душе с этим как-то некомфортно.
Но приходит третий галут – греческий, и его идея удивительно близка еврейской “природе”: максимальное развитие человека как личности, человеческого разума! Человек – это вершина природы. Греческий галут заявляет: мы тоже против напрасного насилия, и человек, конечно же, не животное – ведь у человека есть разум! И его можно и нужно развивать – есть наука, искусство… Человек – это звучит гордо! И не надо смешивать эту гордость со всякой непонятной мистикой….
Еврейская национальная черта – это думать (вспомните аидише копф). У нас даже есть понятие лев хошев – “сердце думающее”… Поэтому греческие идеи – нужно развиваться, стараться чего-то достигать, максимально понять, дать что-то миру – удивительно близки евреям! Разница настолько тонкая, что именно на этом евреи и споткнулись – и появились “огречившиеся”, митъявним.
В чем же разница?