Ханука – и мамина радость

мамина радость ханука

Начало здесь

Мамина радость

А теперь пришло время рассказать, что такое има смеха. Хана была мамой 7 сыновей. И каждого из них притеснитель хотел заставить поклониться идолу. Ни один не сделал этого, – и их убили, одного за другим. Младшему, Хизкияу, могила которого на старом Цфатском кладбище, было всего 2,5 года (по некоторым мнениям). Увидев его, правитель «пожалел» мальчика и сказал: «Давай я брошу кольцо к подножию идола, ты нагнешься поднять его, а все подумают, что ты поклонился…» Мальчик отказался и был убит. Его мать, перенесшая все эти смерти на ее глазах, взошла на крышу и бросилась вниз, покончив с собой. Вышла бат-коль и сказала (Теилим 113:9): «Бездетную, сидящую дома, (превращает) в мать, радующуюся детям». Мы что, смертники? Разве еврейская мать радуется, что убивают ее детей, даже за честь Всевышнего?

Опираясь на объяснение Маараля, я хочу сказать следующее. Когда греки предлагали ее детям смерть или кучу денег (если поклонятся идолу), то она не должна была шептать им: «Откажись!». Они сами знали, что ответить. Как? Потому что они помнили, что в другой жизни, до греческих запретов, в их доме они видели маму… радостную. Исполняющую заповеди с радостью, готовящую Шаббат с радостью. «Во всем мире нет искушения, которое может затмить для нас это воспоминание, мама!».

Даже когда мамы не будет рядом, мы будем идти тем путем, которому она нас учила, потому что мы видели, что он значит для нее.

Когда умер мой сын Йосеф Хай, мы ехали домой из больницы «Адасса Эйн Керем», и я просила у Всевышнего только одно, и молилась об этом всю дорогу: «Г-споди, я хочу зайти домой с улыбкой». И когда мы доехали, я зашла в дом с улыбкой. Мои дети подошли ко мне, поцеловали, и в их глазах я прочитала: «Случилось страшное. Но раз у мамы есть еще улыбка – все будет нормально». Почему у меня была такая странная просьба ко Всевышнему? Потому что я учила юриспруденцию. И сейчас, таким образом, я представляла перед детьми своего «клиента» – Всевышнего, Которого обвиняют в убийстве, – лучше всего. И таким был праведный Йосеф. Он не хотел, чтобы обвинили Всевышнего в его горестях. Нужны ли Всевышнему мои услуги адвоката?

Ответ очень глубок. Когда ты говоришь Ему: «Ты добр, Ты добр», то Он обязуется быть добрым. Только в Святом языке мы называем Б-га «Ашем», Имя. Всевышний говорит: по тому, какое имя ты даешь Мне, так Я поступлю с тобой. Если ты называешь Меня Добрым, то тебе будет, за что благодарить Меня. «Добрый – Имя Твое, и Тебя подобает благодарить». Я называю Его Добрым, несмотря ни на что. Мои дети видят меня с улыбкой – и понимают, что мама не обвиняет Всевышнего, даже наоборот.

Добро и Истина

Другое Имя Его – Эмет, истина. «Близок Б-г к зовущим Его, к каждому, кто взывает к Нему истинно (бе-Эмет)». Раби Шимон бар Йохай шел со своими учениками молиться в Храм, и по пути увидел… труп. Он сказал ученикам, что определит, от чего умер этот несчастный. Он прислушался и сказал: «Он умер оттого, что не сказал сегодня “эмет” 8 раз». До молитвы «Шмоне Эсре» человек 8 раз говорит слово эмет в «Эмет ве-Яцив» (нусах сфарадим и эдот а-мизрах). Раби Натан говорит, что эти 8 раз – подобны 8 дням Хануки. Вот это да! Объясним постепенно.

Перед тем как начать Амиду и просьбы ко Всевышнему, мы должны 8 раз сказать себе: «Истина, Ты — Всемогущий Б-г мира и Царь наш; Истина, Ты — Б-г наш и отцов наших; Истина, замечателен удел человека, который будет внимать Твоим заповедям; Истина, Ты вывел нас из Египта и избавил из дома рабства…»

Вследствие того, что мы 8 раз напоминаем себе, что Он добр к нам, это (мера за меру) «обязывает» Его отнестись к нам с добром.

Этот человек, умерший, тоже шел молиться в Храм, – молиться об исцелении. Но он не верил: «Разве исцелит меня Всевышний в результате моей молитвы?» Он не сказал 8 раз (себе!) «Эмет!». И не убедил себя.

Фараону приснились сны. Он не верил ни одному из толкователей. Ему дали кучу объяснений, но он искал того, кто направит реальность по тому хорошему сценарию, которым объяснится сон к добру! В Гемаре на эту тему есть рассказ. К раби Элазару бен Азария пришла напуганная женщина: «Мне приснился дурной сон: потолочная балка в моем доме сломалась!» Раби Элазар ответил ей: «Мазаль тов! В этом году у тебя родится сын!» Сломалась – это машбер (напряженная ситуация), а машбер – это роды. Так и случилось. А потом он уехал, а она пришла снова – с тем же сном. И его ученики вызвались помочь ей. «Что тебе приснилось?» «Сломалась потолочная балка в моем доме!» И они говорят: «Бедняга. Твой муж умрет». Она идет и плачет. Раби Элазар возвращается и видит ее. Узнав причину слез, он ругает своих учеников: «Вы убили ее мужа!» (сказано в Талмуде, что исполнение снов следует за их толкованием).

Этот мир – сон. Его нужно правильно растолковать.

Больным женщинам я говорю: «Махала (болезнь) – это те же буквы, что и мечтание (халима). Мечтай! Не считай – ни таблетки, ни статистику, ни вероятности! Считать и подсчитывать – это все греческое!» Плохие сны нужно растолковать по-хорошему, потому что впоследствии это хорошее станет истиной.

Восемь раз написано «Эмет» в «Эмет ве-Яцив». Раби Натан говорит, что эти 8 раз – подобны 8 дням Хануки. Почему? Потому что каждый день мы говорим «Аль а-Нисим», «За чудеса», повторяя, что Он делал чудеса для нас. И уверяя Его и себя, что Он творит для нас чудеса. И тогда в восьмой день Г‑сподь исполнит наши просьбы, сделает чудеса.

Но всегда ли эмет (истина) – это тов (добро)?

Всевышний, печать Которого – истина, дает добро творению. Поэтому то, что делает людям хорошо – это истина, а обратное – вовсе нет. Я была на похоронах одного главы ешивы, который задевал, и тем самым ранил, многих учеников, и услышала от одного из юношей: «Я пришел сюда только для того, чтобы сказать: ”Я простил”». И сын покойного в поминальном слове сказал: «Я знаю, что мой отец обидел многих, и я прошу прощения от его имени. Просто он был человек истины». Нужна ли такая истина? Теперь я понимаю, почему по умершему говорят: «Барух Даян а-Эмет», Благословен Судящий справедливо (Судящий нас за истину).

Перед тем как создать человека, Всевышний советовался со Своими качествами. Хесед (милосердие) сказал: сотвори, он будет творить милость. А Эмет (истина) сказала: не создавай, он полон лжи. Цедек (справедливость) сказал: создай, он полон справедливых дел. Шалом (мир) сказал: не создавай, он полон конфликтов. Всевышний взял Эмет и бросил ее на землю, потому что правда вредила. Он сказал: «Истина из земли произрастет». Это учит нас, что для создания (и функционирования) человека не всегда важнее всего истина, иногда важнее добро.

О заповедях и обычаях

Заповедь зажигания свечей нужно делать всем телом и всей душой. Сказано: «Тот, кто постоянно зажигает свечи, удостоится, что будут у него сыновья-мудрецы» (а-Рагиль бе-нер – ийу ло баним талмидей хахамим). Гематрия слова а-рагиль – как рамах (248) органов мужчины, бе-нер (252) органов женщины – и мужчина, и женщина должны выполнить заповедь зажигания свечей всем телом!

Ханука – это красивый праздник, светлый, нужно украсить дом, украсить себя.

Ханука – праздник Аарона коэна, качество которого Од (הוד), у него были коэнские одежды. Укрась себя – купи себе новое платье! Нужно создать в доме еврейскую красоту, противопоставить ее красоте греческой. Нужно быть радостной матерью — эм абаним смеха, даже когда тяжело, даже когда больно.

Да, мы все любим быть бедняжками. Я сама люблю прибедняться, особенно по пятницам. «Я всю неделю работала. Вчера вернулась с лекции поздно, муж давно спал! Я так устала. Никто мне не помогает. И дети не обращают внимания на мой труд! А я все делаю и делаю». Жалеть себя — это такое удовольствие?! Нет — это личная трагедия! Однако мы любим в это погружаться. Но хотя бы в Хануку нужно стать веселой еврейской мамой.

Ханука – праздник добрых сердцем. Не забудьте помолиться за своих близких, за тех, кто нуждается в спасении.

Подготовила г-жа Зисси Скаржинская