Ханука – увидеть любовь Всевышнего

увидеть любовь

Мы с вами живем во время, которое можно назвать “оппортунистическим” – девиз нашего времени “живи здесь и сейчас”, отбрось “идеи”. Каждый, кто в наше время смеет задумываться над своей жизнью, это уже очень особенная душа – потому что большинство людей выбирают скользить по жизни, получать удовольствие, не останавливаясь…

В Хануку мы празднуем не победу, а чудо с маслом. Интересное объяснение дает этому рав Эльяшив, зацаль: мы не празднуем войны, говорит он. Мы празднуем, когда Всевышний нас целует. Но иногда нам бывает трудно увидеть любовь Всевышнего…

Один из базисных вопросов (кушиёт агдолот), которыми занимается иудаизм, это вопрос воздаяния. Моше рабейну задавал его Всевышнему, и он звучит так “цадик ве-ра ло, раша ве-тов ло” то есть, почему праведники страдают, и почему грешники наслаждаются?

На этот вопрос есть несколько ответов. Упомянем сначала стандартный ответ, а потом разберем эту тему глубже, в свете Хануки:

Классический ответ звучит так: когда мы смотрим на мир, в котором живем, нужно учитывать, что мы видим не всю картину – мы видим только маленький кусочек, который называется “жизнь в этом мире”. Помимо этого, есть еще будущий мир – мир воздаяния, и если нужно “очистить” человека, снять с праведника за его ошибки и промахи – то Всевышний выбирает снять в этой жизни – чтобы в будущем, в вечности, он получил полностью только награду и добро. И наоборот, неправедным людям Всевышний выплачивает награду за каждое, малейшее сделанное им добро, в этой жизни – и это то, чего очень боялись наши праотцы – получить всю награду здесь… И это худшее, что может сделать человеку Всевышний – выплатить все здесь. Чтобы понять и принять это, нужно принимать идею, что существует не только этот, и но и будущий мир – принимать как абсолютный факт.

Есть спор в гмаре между человеком, который сажает дерево, которое вырастет через 90 лет, и он его не увидит, и тем, кто говорит: “зачем ты сажаешь его, если ты точно не сможешь им воспользоваться”? Насколько важна и значима наша жизнь, как долго она длится – это давний спор… Сейчас мы живем в обществе “живи здесь и сейчас”, в обществе, которое наполнено чувством “все, что я не смогу использовать, не имеет ценности” – и это идеи, которые нас окружают. Это получило особенное развитие после Катастрофы, Шоа, как некая реакция всего человечества на то, к чему могут привести “идеи”… поэтому сейчас общество “технократично”, и всех интересует “как”, а не “зачем”…

Но важно понять, что иудаизм не говорит “давайте страдать в этой жизни, чтобы там получить награду” – согласно иудаизму, наша цель – получить наслаждение от этого мира! Но когда Всевышний снимает с нас в этом мире, когда, не дай Б-г, что-то случается плохое – мы должны понимать, зачем это.

Мы много говорим о замечательных еврейских женщинах, благодаря которым случилось чудо Хануки. Но были и другие женщины, о которых говорится в гмаре, которые были отнюдь не замечательные, но тоже, каким-то образом, в итоге привели к чуду Хануки: одной из них была Мирьям бат Билга, из важного коэнского рода… Одной вещью, которую она не могла понять и принять, было “как может быть, что евреи погибают за то, что соблюдают мицвот, а Всевышний – допускает и ничего не делает?!”

Это, на самом деле, чувство, которое естественно, и раньше или позже может возникнуть у любого человека, в какой-то момент его жизни. Я что-то делаю, я делаю для Тебя – и ожидаю какой-то ответной реакции… Давайте разберемся в этом:

чем закончилась история Мирьям бат Бильги, другой взгляд на самопожертвование Рахель, причины и следствия – под неожиданным углом, история булочек в концлагере, что такое поцелуй Всевышнего и многое другое – в аудио