У нас есть два праздника, которые установили мудрецы, один из них – Ханука, в Торе на нее есть только намеки. Известно, что Хануку установили в память о чуде кувшинчика с маслом. Давайте разберемся, как именно это произошло? В первый год, сразу после победы, евреи получили чудо, когда масло, которого должно было хватить только на один день, горело восемь дней… Интересно, что никого это особо не впечатлило, “Тот, Кто приказал маслу гореть – прикажет гореть и уксусу”, масло горит 8 дней вместо одного – замечательно, но ничего “необычного”.
Затем, спустя ровно год, евреи зажигали храмовую Менору, и в первый день Хануки, когда в нее залили порцию масла, достаточную для одного дня – чудо вернулось! Масло снова не потухло, и прогорело ровно восемь дней вместо одного. И вот в честь этого повторения чуда – мудрецы установили праздновать ежегодно Хануку и зажигать ханукиет. Из этого повторения выучили, что Всевышний желает установить эту дату – на века.
Всевышний проявляет Себя в этом мире, но проявляет по-разному, Он совершает чудеса, но разного рода… Есть чудеса открытые, а есть скрытые. Если человек думающий, всматривающийся в свою жизнь, он может заметить в ней руку Б-га буквально на каждом шагу. Но чудеса совсем ни при чем к тому, поверим ли мы в Него. Можно получать чудеса на каждом шагу, и все равно договориться с собой, что я не верю – это зависит не от чудес.
Одна из главных вещей, которым нас учит Ханука – у каждого человека есть свой внутренний свет, и он светит настолько ярко, насколько человек его признает.
Если взять бумагу и ручку, и записать – от прошлой Хануки до этой – какой новый свет я открыла в себе? Что это значит?
Чем отличается зажженный свет от света солнца? Рав Пинкус говорит: солнце – это свет, а свеча – это как работать с темнотой. Свеча – это всегда внутри темноты, свеча нужна тогда, когда темно. Увидеть темноту, познакомиться с ней, это тоже важно. Но самое важное – то, что я делаю с этой темнотой.
Ханука говорит нам: “ты не обязана уничтожить темноту. Но внутри тебя есть свет, который может эту темноту – в рамках тебя – разогнать”. И этот внутренний свет не стоит на месте, он меняется.
Какой же свет есть во мне, что такое вообще этот “свет”? Это не только и необязательно то, что мы привыкли считать “светом” – не только мицвот и добрые дела! Это понятие включает в себя гораздо больше: