Ту би Шват: что же это такое?

ту би шват

Ту би Шват… Ассоциации, возникающие у израильских детей и не только у детей – посадка деревьев и обилие сухофруктов оптом и в розницу на прилавках магазинов.

А что такое на самом деле Ту би Шват? И почему «Ту»?

Мишна в начале трактата Рош-аШана говорит: «Есть четыре начала года.
Первое Нисана – это начало года царей и праздников паломничества.
Первое элуля – это начало года десятины, отделенной от скота.
Первое Тишрея – это начало года для отсчета лет, а также субботних и юбилейных годов, саженцев и овощей.
Первое Швата – начало года дерева по мнению школы Шаммая, а школа Гиллеля говорит – пятнадцатого числа этого месяца».

Само название числа, возможно, будет некоторым непонятно. Как известно, все буквы иврита имеют числовое значение и, традиционно, все числа в святых книгах обозначаются буквами. Так, например, число «14» будет написано, как י”ד – буква י равна 10, буква ד равна 4, вместе – י”ד или «17» – י”ז, где ‘ равен 10, а ז равен 7, вместе – י”ז. Числа «15» и «16» надо было бы писать, составляя также из двух букв: י, равный 10, и второй буквы – в числе «15» ею должна была бы быть буква ה’ и в «16» – буква ו’. Но, учитывая, что подобное написание напоминает написание имени Всевышнего, установилась традиция писать эти числа по-другому, и 15 состоит из ט (равный 9) и ו (равный 6), вместе «15», а «16» – из ט (равный 9) и ז (равный 7). А для краткости, 15-тое Швата называют « Ту би Шват ».

Когда празднуется день рождения ребенку – это нам понятно. Есть трехлетие, когда первый раз стригут мальчиков, есть бат-мицва, есть бар-мицва, есть еще различные даты и у взрослых. А у деревьев?..

Оказывается, и у деревьев «возраст» имеет значение.

Не вдаваясь в детали законов, не относящихся к нам сейчас, упомянем вкратце то, что нас касается:

Орла плоды первых трех лет жизни дерева называются орла и запрещены к употреблению. Иногда таков же закон после пересадки дерева или прививания одного дерева к другому. Запрещено не только есть, но и извлекать из них любую пользу: продавать, угощать знакомых, скармливать животным.

Законы отделения трумот и маасрот также неразрывно связаны с возрастом деревьев, как и законы Субботнего года (Шмита) и Юбилейного года (Йовель), который сейчас не отмечается.

Речь идет о плодах, выросших на Святой земле.

Каждой из упомянутых тем можно посвятить отдельную статью, но мы вернемся непосредственно к дате Ту би Шват – «Новый год» деревьев, который, оказывается, принято праздновать как в ашкеназийских, так и в сефардских общинах. Есть общины, где принято попробовать именно 15 (ט”ו) плодов, в некоторых принято ставить на стол 7 – именно те, которыми славится Земля Израиля, в некоторых – максимально возможное число фруктов.

Такая «фруктовая» трапеза открывает «большие горизонты» самым различным заповедям: знаем ли мы порядок благословений на различные фрукты? Знаем ли мы, что, если фрукты остались влажными после мытья, то необходимо сделать «нетилат ядаим» – омовение рук (без благословения)? Знаем ли мы еще одну очень важную вещь: существуют фрукты, есть которые категорически не рекомендуется из-за невозможности их проверить на наличие червяков (одним из таких фруктов является инжир). Умеем ли мы проверять фрукты на наличие червячков и насекомых, чтобы наша праздничная трапеза не превратилась, не дай Б-г, в трапезу, где каждый «укус» чреват нарушением от 4 до 7 запретов (в зависимости от разновидности червячков и насекомых)! «Фруктовая трапеза» в Ту би Шват – непростая вещь!

Тора называет человека «древом полевым» (Дварим, 20:19). Одно из уподоблений человека дереву упоминается в Пиркей Авот (в конце Третьей главы): «Тот, чьи добрые дела превосходят его мудрость, уподоблен дереву с крепкими корнями, которому никакие ветры не страшны».

В этот особенный новый год у каждого из нас есть возможность помолиться о плодах деревьев на следующий год, а заодно задуматься и о своих поступках и поведении.

Фруктовые деревья существуют для плодов. Человек оценивается тоже по его «плодам». Плоды – это не только наше потомство, это и наши заповеди, и наши поступки.

Да будет на то воля Всевышнего, чтобы новый год деревьев мы с вами отметили правильно и извлекли из этой даты максимальную пользу! Амен.