На исходе первого дня праздника Песах, после появления звезд наступает время выполнения заповеди Сфират аОмер – отсчитывать омер, то есть отсчитывать дни, начиная со дня, когда жали ячмень для приношения омер, и до праздника Шавуот.
Есть разногласие между мудрецами относительно статуса этой заповеди сегодня, когда у нас нет возможности принести омер. По одному из мнений, отсчитывать дни омера – это все равно заповедь из Торы. По другому мнению, это постановление мудрецов в память о заповеди Сфират аОмер, которую можно было выполнить только во времена существования Храма.
Перед выполнением этой заповеди следует произнести благословение:
בָּרוּךְ אַתָּה יי אֱלֹהֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם אֲשֶׁר קִדְשָׁנוּ בְּמִצְוֹתָיו וְצִוָּנוּ עַל סְפִירַת הָעוֹמֶר
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь мира, Который освятил нас Своими заповедями и заповедовал об отсчете омера.
Произнося благословение, следует знать, какой день сегодня отсчитывают. Тот, кто произносит соответствующие слова, но не понимает, что говорит, и не знает, какой день он отсчитывает, не выполняет заповедь (так как отсчет омера – это не молитва, а заповедь вести счет дням).
Каждый должен считать сам. Что касается благословения, то по закону один человек может произнести его за другого, но принято, чтобы каждый благословлял сам.
Так как все заповеди следует выполнять при первой же возможности, считать омер тоже лучше сразу после выхода звезд. Но поскольку заповедь произносить вечернюю молитву Маарив более постоянна [ее произносят каждый день, а заповедь отсчитывать омер – только сорок девять дней в году], надо в первую очередь помолиться Маарив, и только потом считать омер. Принято благословлять на отсчет омера и отсчитывать его сразу после молитвы Маарив, перед заключительной частью молитвы – «Алейну». В начале благословение и отсчет произносит шалиах цибур (то есть, тот, кто ведет молитву), и после него это делают остальные молящиеся. Таким образом, шалиах цибур сообщает, какой день следует считать, чтобы никто не ошибся. Есть общины, в которых принято, чтобы вслух считал не шалиах цибур, а рав общины.
В дни между праздниками Песах и Шавуот не следует начинать трапезу или приступать к какой-либо серьезной работе после выхода звезд, не выполнив заповедь считать омер. Но к тому, кто всегда молится Маарив с миньяном (минимум 10 мужчин, которые молятся вместе) в одно и то же время, этот запрет не относится, так как нет опасности, что он забудет выполнить эту заповедь.
Сфират аОмер и женщины
Женщины не обязаны считать омер, так как это повелительная заповедь, зависящая от времени. Но женщина, которая хочет отсчитывать омер, может это делать. Что касается благословения, то сефардские женщины не должны произносить благословение на эту заповедь, так как не обязаны ее выполнять. «Мишна Брура» также не рекомендует ашкеназским женщинам благословлять на отсчет омера, так как женщины обычно не молятся в миньяне, и велика вероятность того, что, не имея ежедневного напоминания, она забудет посчитать, или посчитает неправильно. Но те ашкеназские женщины, которые хотят произнести благословение на заповедь Сфират аОмер, и уверены, что им удастся отсчитать омер правильно от начала до конца, могут благословлять.
Следует отсчитывать дни и недели, прошедшие с начала отсчета омера. В первую неделю отсчитывают только дни, потом начинают считать дни и недели, например: сегодня тридцать три дня, что составляет четыре недели и пять дней омера. Тот, кто сказал только цифру, но при этом забыл слово «омера», выполнил заповедь. Рамо постановил, что следует произносить «בעומר», но по некоторым традициям произносят «לעומר».
Ошибки при счете омера
Нужно стараться выполнить эту заповедь как можно раньше, а именно, сразу же после времени выхода звезд (которое указано в еврейских календарях). Самый последний срок ее выполнения – это алот а-шахар, то есть, появление первых признаков рассвета. Тот, кто забыл произвести отсчет омера ночью, может восполнить этот недостаток в течение дня, но уже не имеет права произносить благословение. В последующие ночи ему следует считать с благословением. Тот, кто по ошибке посчитал слишком рано – после захода солнца, но до выхода звезд, должен посчитать еще раз после выхода звезд без благословения. В последующие ночи он должен считать с благословением.
Тот, кто сомневается, пропустил ли он один из дней отсчета омера, а также тот, у кого возникло подозрение, что он посчитал неправильно, должен продолжать считать с благословением. Только в случае, когда человек уверен, что полностью пропустил один из дней отсчета омера, или посчитал неправильно и не исправился, нельзя продолжать произносить благословение на эту заповедь в последующие дни. В этой ситуации желательно найти кого-нибудь, кто, благословляя, имел бы в виду и его. Тот, кто сам произнести благословение не может, должен внимательно выслушать благословение своего товарища, ответить «омейн», и сразу же после этого произвести отсчет омера за этот день.
Тот, кто ошибся в количестве дней, но не ошибся в количестве недель, [например, на двадцать четвертый день сказал: «сегодня двадцать три дня, что равняется трем неделям и трем дням»], или наоборот [например, на двадцать четвертый день сказал «сегодня двадцать четыре дня, что равняется четырем неделям и трем дням»], должен посчитать еще раз, в этот раз – без благословения. Но даже если он этого не сделал, он может продолжить произносить благословение в последующие дни.
Тот, кто посчитал неправильно, и после этого понял, что совершил ошибку, должен еще раз произнести благословение и посчитать правильно. Если же он осознал свою ошибку сразу после ошибочного отсчета и еще не успел заняться чем-то другим, то благословение повторять не следует. В следующие дни он должен продолжать считать с благословением. Тот, кто осознал свою ошибку только между заходом солнца и появлением звезд следующего дня, должен ее исправить. После этого ошибку исправить уже невозможно, так как наступил следующий день отсчета. В этих случаях нужно продолжать отсчет омера без благословения (следует постараться найти кого-нибудь, кто смог бы присоединить его к своему благословению).
Дни траура
В период между праздником Песах и праздником Шавуот, то есть в дни, когда отсчитывают омер, умерло двадцать четыре тысячи учеников раби Акивы, что было настоящей трагедией для еврейского народа. Поэтому в эти дни принято воздерживаться от проявления радости.
Это выражается в том, что в эти дни не стригутся и не устраивают свадьбы. Как мы с Б-жьей помощью объясним ниже, это относится не ко всем дням отсчета омера. Кроме того, в этот период не следует организовывать танцы и концерты. Рав Вознер пишет, что во все без исключения дни отсчета омера запрещено играть на музыкальных инструментах и даже слушать заранее записанную музыку. Нет запрета петь. Даже если устраивают трапезу, связанную с выполнением заповеди, например, внесение свитка Торы, следует ограничиться пением.
Разрешается устраивать встречи между людьми, которые желают вступить в брак, и если эти встречи оканчиваются обручением, можно устроить специальную праздничную трапезу в честь жениха и невесты. На этой трапезе можно петь.
Существует немало обычаев, которые не имеют никакого основания. Поэтому, прежде чем принимать на себя дополнительные устрожения, следует выяснить, есть ли источник или традиция, по которой следует вести себя таким образом.
«Мишна Брура» описывает три разные традиции, связанные с тем, в какие дни Сфират аОмер следует соблюдать траур по ученикам раби Акивы:
- От начала праздника Песах и до дня Лаг ба-Омер (то есть, 18 Ияра).
- От последнего дня месяца Нисана (который является первым днем новомесячья Ияра) и до третьего числа месяца Сивана (то есть, до дня, в который евреи начали подготовку к получению Торы на горе Синай).
- Начиная со второго Ияра и до праздника Шавуот.
По всем трем традициям получается, что траур соблюдают в течение тридцати трех дней Сфират аОмер, и по всем традициям в день Лаг ба-Омер (18 Ияра) траур соблюдать не требуется. В дни траура не стригутся и не устраивают свадьбы.
Традиция, принятая в земле Израиля
Ашкеназские евреи соблюдают траур от Песаха и до новомесячья Сивана, а сефардские евреи соблюдают его только до утра 19-го Ияра. В сам день Лаг ба-Омер можно устраивать свадьбы.
Каждый должен следовать традициям своей общины. Но человек, который живет за пределами земли Израиля и приезжает или переезжает в Израиль, не должен нарушать принятых в Израиле традиций.
По некоторым мнениям, запрет играть на музыкальных инструментах и слушать музыку действует во все дни Сфират аОмер, то есть, от праздника Песах и до праздника Шавуот. Но есть традиции, по которым этот запрет соблюдают только до Лаг ба-Омер (33-го дня омера) или до начала месяца Сиван. Есть также раввины, которые разрешают играть тихие песни, которые способствуют возвышенному духовному настрою.
По книге рава Йеуды Чезнера «Шаарей Ямей а-Песах» 11:1, 2:1-4, 3-4)