Ушпизин – семь высоких гостей

ушпизин

В каждый из семи дней праздника Суккот мы принимаем в своей сукке семерых Ушпизин – семь высоких гостей.

Выполняя заповедь пребывать в сукке, мы переходим под кров Всевышнего, под крылья Его Шхины, и вместе с нами в сукке находятся и семеро Ушпизин, как написано в Зоhар: «Сыны Израиля, покидающие свои дома ради сукки, удостаиваются присутствия Шхины, и все семь верных друзей Царя спускаются из Ган Эден, чтобы посетить их там, и пользуются их гостеприимством».

Само слово “ушпизин” означает в переводе с арамейского просто “гости”. И поскольку книга Зоhар написана по-арамейски, то и называем мы их этим словом. Также семерых ушпизин называют “семью днями” и “семью пастырями Израиля”. “Днями” – потому что они светят нам и всему миру своим светом, и “пастырями”, потому что питают нас духовной силой, подобно пастуху, который заботится о корме для своего стада, и указывает ему, каким путем идти.

Семеро пастырей – это Авраhам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Аhарон и Давид (по другому мнению, называют сначала Моше и Аhарона, а потом Йосефа).

В праздник Суккот, когда мы выходим из-под надежного крова своих домов, и переходим во временные жилища – мы выходим из-под власти материальности, вверяя себя попечению Всевышнего. В этот момент мы поднимаемся на более высокий духовный уровень, и удостаиваемся прихода “небесных” гостей, и их благословений.

Согласно Каббале, семь ушпизин  олицетворяют семь сфирот, то есть семь проявлений Б-жественных качеств, характеризующих отношения Творца с нашим миром:

первый день: хесед — милосердие, олицетворяемое Авраhамом;

второй день: гвура — справедливость, олицетворяемая Ицхаком;

третий день: тиферет — истина, (применение гвуры и хеседа в правильной пропорции, то есть, великолепие), сфира Яакова;

четвертый день: нецах — стойкость и вечность, качество Моше;

пятый день: hод — величественность, олицетворяемая Аhароном;

шестой день: йесод — основа и связь, сфира Йосефа;

седьмой день: малхут — верховная власть, царственность, сфира царя Давида.

Семеро ушпизин гостят у всего Израиля, в каждой сукке, в течение всех семи дней праздника, с той разницей, что каждый день кто-то один из них возглавляет гостей и “входит” первым, а остальные “следуют” за ним.

Существует обычай, войдя в сукку, прежде всего пригласить к столу высоких гостей, и только после этого занять свое место. При этом произносят «Приглашение ушпизин»:

«Я приглашаю на свою трапезу небесных гостей — Авраама, Ицхака, Яакова и т.д. и прошу… (далее произносят имя того, кто сегодня первым входит в сукку), чтобы рядом с тобой и со мной расселись небесные гости».

Затем называют по порядку имена остальных шести ушпизин, входящих в сукку вслед за главным гостем сегодняшнего дня.

У сефардских евреев принято вносить в сукку специальное красивое кресло, застилать его нарядным покрывалом, сверху класть священные книги. Это кресло называется «кисе ушипизин».

В первый день первым входит Авраhам-авину (наш отец), а за ним Ицхак, Яаков, Моше, Аhарон, Йосеф и Давид.

Во второй день первым входит Ицхак-авину, а за ним Авраhам, Яаков, Моше, Аhарон, Йосеф и Давид.

В третий день первым входит Яаков-авину, и с ним Авраhам, Ицхак, Моше, Аhарон, Йосеф и Давид.

В четвертый день первым входит Моше-рабейну (наш учитель), а за ним Авраhам, Ицхак, Яаков, Аhарон, Йосеф и Давид.

В пятый день первым входит Аhарон hа-коген (священник), а за ним Авраhам, Ицхак, Яаков, Моше, Йосеф и Давид.

В шестой день первым входит Йосеф hа-цадик (праведник), а за ним Авраhам, Ицхак, Яаков, Моше, Аhарон и Давид.

В седьмой день, день hОшана Раба, первым входит Давид-hа-мелех (царь), а за ним Авраhам, Ицхак, Яаков, Моше, Аhарон и Йосеф.

Существует особая заповедь принимать гостей в праздник, как сказано в Торе (Дварим 16:14): «Радуйся в этот праздник — ты сам, твой сын и твоя дочь, твой раб и твоя рабыня, и левит, и переселенец, и сирота, и вдова, которые [живут] в твоем поселении». И если мы стараемся принимать гостей, особенно нуждающихся, в течение всего года, то в праздники – тем более, ведь, как объясняют мудрецы, настоящая радость – та, которой человек делится с другими. И также объясняет Рамбам: «Когда человек ест и пьет, он должен накормить и путника, и сироту, и вдову, и других обездоленных. Если же кто-то запирает двери дома своего, ест и пьет с детьми своими и женой своей и не кормит бедных и обиженных, то для него это уже не радость заповеди, а радость живота…» (Мишне Тора, Законы Праздников 6:18).

Поэтому очень важно принимать в своей сукке также и гостей “земных”, чтобы гости небесные ее не покинули. У многих евреев есть обычай приглашать каждый день праздника к трапезе “новое лицо”, подобно тому, как каждый из дней другой высокий гостьушпиз – заходит первым.

И об этом сказали мудрецы, что должен человек радоваться все дни Суккот: ведь наши святые праотцы, небесные ушпизин, пребывают вместе с ним в его сукке!