Не все знают, что в Суккот есть особенная сгула цдаки в честь Ушпизин – семерых “небесных гостей”, приходящих в нашу сукку.
Дело в том, что наши высокие гости, приходящие “в отблеске света своих душ”, конечно, не могут отведать от нашей трапезы. Поэтому их “доля” в нашем праздничном застолье принадлежит беднякам, и мы обязаны отдать ее им.
И если человек так не делает, то ушпизин проклинают его, не дай Б-г, сильными и страшными проклятиями. Об этом написано в наших источниках: Тот, кто пригласил к себе небесных гостей-ушпизин, но не выделил им их долю (то есть, не пригласил бедняков к своему столу), останется ни с чем, поскольку его небесные гости немедля встают и говорят: «Не вкушай хлеба недоброжелателя…», и уходят, добавляя: «Разве вы не видите, что этот стол приготовлен не для нас! Это не стол, накрытый перед лицом Вс-вышнего!». И Авраам, всю свою жизнь заботившийся о гостях, встает первым, и все ушпизин говорят проклятья из Торы, лишающие этот негостеприимный дом достатка.
Если же человек приглашает бедняков в свою сукку (или дает цдаку в честь доли ушпизин), то он получает от своих небесных гостей множество благословений, как пишет святой Зоhар (Ваикра, 104а).
И об этом сказали наши мудрецы: царь Давид, в руки которого передан меч Царя, благословляет его: «Любое орудие, изготовленное против тебя, не будет успешно». Праотец Ицхак благословляет его богатством и потомством, говоря: «Сильным будет потомство его на земле, род прямодушных благословится. Изобилие и богатство в доме его, [воздаяние за] благодеяния его пребывает вовеки». Праотец Яаков благословляет исцелением: «Прорвется, как заря, свет твой, исцеление твое скоро явится, и пойдет перед тобой правда твоя, — слава Г-спода будет следовать за тобой». А остальные праведники добавляют: «Всегда будет водить тебя Г-сподь и насыщать в засуху душу твою, кости твои Он укрепит, и будешь ты как орошенный сад, как источник, воды которого не иссякают».
И счастлив человек, получающий такие благословения. И пусть не говорит человек: сперва я должен насытиться и утолить жажду, а оставшееся отдам бедным. Поскольку не остатки, но самое лучшее – следует отдавать гостям.
Что же делать тому, кто не может пригласить за свой стол бедняка?
Следует отделить на цдаку столько, сколько хватило бы отпраздновать праздник как следует, с учетом всех праздничных трапез, и скажет вслух: «Это я отдаю в цдаку в счет доли Авраама, святого ушпиза (гостя), а это я отдаю в цдаку в счет доли Ицхака, святого гостя…», и так далее – в счет доли всех семерых ушпизин праздника.