Радость в Суккот – сгула на хороший год

радость в суккот

О Суккоте трижды говорит Тора: “И радуйтесь перед Г-сподом, Б-гом вашим”, “И радуйся в праздник твой”, “И будешь только радоваться” (Ваикра 23:40, Дварим, 16:14-15).

Праздник Суккот – единственный праздник, по отношению к которому в Торе три раза упомянуто слово “радость”(например, в Песах о радости не говорится вообще, а в Шавуот – один раз). Мидраш Ялкут[1] объясняет, что особая радость в Суккот связана с двумя аспектами – во-первых, наши души получили искупление в Йом-Кипур, а во-вторых, время Суккот – время после сбора урожая, и человек пребывает в спокойствии. Вот почему Суккот называется «временем нашей радости» – возможность радоваться в это время больше, чем весь остальной год. В Суккот Всевышний раскрывает нам Свою особую любовь – после Йом-Кипура, когда Он стер и простил наши прегрешения, Он желает порадовать нас после переживаний, связанных с раскаянием, и повелевает радоваться, и дает специальные заповеди – заповедь сукки, чтобы раскрыть над нами покров Мира Своего, и заповедь арба миним – четырех видов растений, которые являются добрым знаком для народа Израиля, возвещением о нашей победе[2] на суде Йом Кипур.

Заповедь радости в праздник – это заповедь симха шель мицва – «радости от исполнения заповеди».

Ученики великого Аризаля передали нам следующую сгулу: «Тот, кто радуется и доволен в сердце своем, и вовсе не будет печалиться в течение этого святого праздника, тому обещано, что будет у него хороший год, и всегда будет пребывать в радости».

Поэтому пусть постарается человек всеми силами удалиться от грусти и печали, не раздражаться и не пребывать в подавленном состоянии в эти дни, и радоваться каждый день обновленной радостью.

Во времена Храма, праведники увеличивали радость в Симхат Бейт hа-Шоэва (“радость черпания воды”) до такой степени, что в трактате Сукка сказано об этом: «Тот, кто не видел Симхат Бейт hа-Шоэва, не видел радости в своей жизни»[3]. И радость черпания воды служила источником, из которого черпали руах hа-кодеш – дух святого постижения (как известно, пророк Йона получил пророчество от Всевышнего именно во время Симхат Бейт hа-Шоэва). Сейчас, когда Храм разрушен из-за наших прегрешений, нет у нас этой особой радости, но мы устраиваем в дни Суккот специальные праздничные собрания Симхат Бейт hа-Шоэва в синагогах и бейт мидрашах, и наша искренняя симха шель мицва, радость (от исполнения) заповеди – утешение для Всевышнего, как написано в книге Зоhар, что Всевышний по-прежнему любит нас, и стремится увидеть радость Своих сыновей в синагогах.

В праздник Суккот, названный «время нашей радости», есть особое воздействие Свыше, помогающее достичь симха шель мицва больше, чем в другие дни года. А симха шель мицва, радость от заповедей – это ответвление любви к Творцу, как говорится в “Месилат Йешарим”.

И благодаря этой радости – удостаиваются тшувы из любви, а раскаяние из любви приводит к вынесению хорошего приговора в hОшана Раба.


[1] Мидраш Ялкут, Эмор 654

[2] Мидраш Ваикра раба, 30:2

[3] Трактат Сукка, 51а